КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ О ЗАРПЛАТЕ
Вряд ли кто-то усомнится в том, что зарплата – один из главных критериев, влияющих на удовлетворенность человека работой. Желание получать больше – вполне понятное, если не сказать житейское. Одна беда – грамотно вести переговоры на столь деликатную тему умеет далеко не каждый сотрудник.
Неумение спокойно и грамотно обсуждать вопросы финансовых взаимоотношений по-прежнему характерно как для многих сотрудников, так и для работодателей. Хорошо, если в компании проводится ежегодная оценка эффективности персонала, которая в конечном итоге и определяет профессиональные и финансовые перспективы сотрудника. В этом случае, отмечает эксперт, на процент повышения оказывают влияние как результат работы всей компании за истекший год – увеличение объема продаж, размер прибыли, запуск долгосрочных проектов, так и роль каждого конкретного отдела и личный вклад сотрудника.
В то же время, оклады всех, независимо от карьерного роста, работников пересматриваются в связи с ростом инфляции. Если у вас хорошие результаты работы за прошлый год и в новом году вы будете продолжать работать на той же должности, можно ожидать повышения приблизительно в размере инфляции. Если же хотите, чтобы процент был выше, постарайтесь вложить в работу больше энергии и времени, чем в среднем вкладывают ваши коллеги: не уставайте проявлять инициативу и показывать результат, превосходящий ожидания работодателя. Впрочем, одного усердия зачастую бывает недостаточно.
Обмен по правилам
У нас до сих пор считается неприличным говорить о деньгах. Многое зависит от отношения руководителя к этому вопросу: один стремится минимизировать зарплаты как издержки, а другой считает зарплаты сотрудникам инвестициями. Тема повышения жалованья всегда неприятна, ведь подобные разговоры унижают как работодателя, так и сотрудника. Первый, по сути, вынужден выслушивать в свой адрес упреки в недостаточной внимательности к людям, второй и того хуже – оказывается в положении человека просящего. Ошибка многих людей в том, что они долгое время работают «молча», надеясь на то, что заботливые собственники когда-нибудь о них да вспомнят.
Это утопия. Разумеется, все основные условия оговариваются еще на этапе собеседования, но это вовсе не означает, что обсуждение возникающих потом вопросов оказывается под запретом. В бизнесе действует обмен – знаний, умений, опыта на денежные знаки. В разговоре о зарплате этим нужно умело пользоваться. Независимо от занимаемой должности, если вы решились на разговор с начальством, оставьте все свои переживания и проявите конструктивный подход. Подготовьте перечень аргументов, таких, как уровень инфляции, рост оборота компании, увеличение ваших обязанностей и т. д. Обратите внимание на то, что поощряется в рамках культуры вашей организации. Например, получение сотрудниками опыта работы за рубежом, дополнительного образования, степеней, участия в рейтингах. Постарайтесь не сводить разговор только к деньгам и своим выдающимся достижениям. Просто напомните руководителю о том, что вам удалось сделать за прошедшее время, в том числе благодаря тренингам и опыту, который вы получили, работая на этом месте.
Инструмент давления
Что касается зарплат, в самом невыгодном положении оказываются люди, занимающие административные позиции. Это вполне очевидно, поскольку специфика их работы не предполагает наличия специальных навыков или блестящего образования. Во многих компаниях таких сотрудников предпочитают просто продвигать по карьерной лестнице, ненамного при этом увеличивая их оклады. И это большая ошибка. К сожалению, не все работодатели осознают важность роли хорошего секретаря или офис-менеджера. Первый по сути – лицо компании, человек, во многом формирующий ее имидж, а от офис-менеджера зависит бесперебойная работа всех подразделений офиса! Некоторые предприятия сейчас платят этой категории персонала достаточно много – от $1500 и выше. Но увеличение зарплаты тоже случается крайне редко. В большинстве случаев такие работники могут рассчитывать на повышение своего оклада, если кто-то из сослуживцев уходит на пенсию или в декретный отпуск. В этом случае, если сотрудник выражает готовность выполнять дополнительную работу за определенную надбавку, работодатель вряд ли станет ему возражать. Такой поворот событий в каком-то смысле можно считать даже идеальным: с одной стороны, расходы на поиск и найм новых специалистов с учетом премии рекрутеру могут вылиться компании в круглую сумму, с другой, человек, которому пообещают повышение, возможно, будет работать с большим усердием.
Как сам факт просьбы об увеличении зарплаты, так и то, как сотрудник ее преподносит, может во многом повлиять на оценку руководством его личностных качеств, полагает Иванова. Особенно это касается позиций, где подразумевается активная позиция, смелость, некоторая агрессивность, способность рекламировать и продавать. Поэтому то, как, например, менеджер по продажам рекламирует и «продает» свои силы, идеи, знания и время, определяет соответствие личных качеств занимаемой позиции.
Работодатели готовы поклясться в том, что ежегодно повышают жалованье всех без исключения своих сотрудников – от топ-менеджеров до уборщиц. Компания, которая игнорирует ситуацию на рынке труда и не пересматривает зарплаты, включая сотрудников низовых позиций, только проигрывает. Передача на аутсорсинг исполнение работ, не требующих особых профессиональных навыков, не всегда является панацеей. К примеру, компания, оказывающая услуги грузоперевозок, не несет материальной ответственности в случае, если ее работники умыкнут холодильник или плазменный телевизор.
Осторожно: шантаж
Некоторые работники имеют тенденцию ссылаться на то, что им звонили консультанты по подбору персонала и предлагали большие (ударение на первом слоге) зарплаты. Эта тактика может принести только краткосрочный результат, а в некоторых случаях – даже иметь прямо противоположный эффект. Если вы хотите использовать известную вам информацию об уровне зарплат, обратитесь к той, которая касается других компаний. Сошлитесь на знакомых со сходным уровнем квалификации, работающих в похожих по размеру компаниях. Если вам стала известна зарплата коллег, никогда не используйте ее как аргумент! Во-первых, у работодателя могут быть причины, по которым вознаграждение сотрудников на одном уровне разнится, во-вторых, знание и тем более использование конфиденциальной информации наверняка вызовет у начальника раздражение. Можно упомянуть официальные исследования, но практика показывает, что не все менеджеры доверяют этим данным. Подчеркните, что вам нравится работать в компании, вы связываете с ней свое будущее, и единственный вопрос, который необходимо урегулировать, – недостаточный уровень зарплаты.
2 Комментарии
Зарплата – один из главных критериев, влияющих на удовлетворенность человека работой. Но недостаточный уровень зарплаты сейчас наблюдается почти на всех предприятиях. Многие предприятия еле держатся на плаву и трудно говорить о росте зарплаты. Но Ваши советы полезны и это необходимо знать.
Хорошая статья! Я тоже считаю, что не надо превращать разговор о зарплате в «скандал с битьем посуды». И если ты готовишь аргументы — надо быть готовым и к тому, что начальник выдвинет контраргументы. И надо иметь мужество признать некоторые из них справедливыми (если это так), чтобы и дальше продолжать спокойно работать в этой компании, не поссорившись с начальством.