Развитие лидеровРАЗВИТИЕ ЛИДЕРОВ -

УСЛОВИЕ ДЕЛОВОГО УСПЕХА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

В статье показано, что эффективное лидерство является основным условием достижения конкурентных преимуществ в экономике знаний. Раскрываются особенности развития ценностей и навыков лидерства в соответствии со спецификой российской социально-экономической ситуации, а также национальными управленческими тенденциями руководства.

Современный этап развития цивилизации получил название "информационное общество" и характеризуется экономикой знаний. Научно-технический прогресс в сфере информационных технологий совместно с глобализацией и интернационализацией изменил принципы конкуренции. Знания и интеллектуальный капитал как их производное определяют конкурентоспособность компаний в экономическом соревновании. Требования бизнеса к человеческим ресурсам в этой связи постоянно повышаются. Однако человек с присущим ему сознанием и привычками и общество в целом меняются медленно. Они не поспевают за информационным веком (количество знаний многократно превышает их качество). Именно этим определяется возрастающее значение лидерства и лидеров в управлении современной компанией. Понимание данного обстоятельства находит выражение в усилиях компаний по привлечению сотрудников с лидерским потенциалом не только на управленческие позиции, но и позиции специалистов, а также включению лидерских компетенций в корпоративные модели управленческих компетенций и национальные стандарты менеджеров. Для лидеров организуют разнообразные развивающие мероприятия, например "Клуб молодых лидеров" Harvard Business Review - Россия для студентов, "Мастерские лидеров" Международного Восточно-Европейского университета (Ижевск, Россия). Тем не менее бизнес и некоммерческие организации испытывают дефицит лидеров, способных достигать успеха в современных социальных и экономических реалиях.

Требования к лидерству в экономике знаний

Лидерство представляет собой систему взаимоотношений между лидером и последователями на добровольной основе и взаимовыгодных условиях. "Лидерство - это сила, которая создает способность группы людей делать что-либо на более высоком уровне или добиваться лучших результатов. По сути, лидерство является агентом изменений, увлекая людей сделать больше, чем они делали". В центре отношений лидерства находится лидер - тот, кто знает, что делать, вселяет уверенность в будущем, создает положительный настрой на совместную деятельность и увлекает за собой последователей. Лидерство может служить существенным фактором развития человеческого капитала и стабильного конкурентного преимущества компании.

Словарь управления персоналом. Человеческий капитал - составной элемент интеллектуального капитала; совокупность знаний, навыков и личностных характеристик, которые проявляются в трудовом поведении персонала.

Лидер имеет положительное видение будущего, он объединяет людей и определяет приоритетные направления общей деятельности, мотивирует последователей на результативную работу, воодушевляет и вдохновляет, а также обучает их. Стоит напомнить, что "уникальный талант лидера заключается в способности создавать и управлять культурой; это единственная роль лидерства, имеющая реальную важность". А предназначением, или миссией, лидерства в менеджменте является утверждение и обеспечение реализации стратегии систематического изменения, направленной на постоянное повышение эффективности деятельности организации.

Требования к лидерской компетенции определяются его ключевыми функциями.

Так, критериями оценки личностной эффективности российских топ-менеджеров рейтинга "Самые профессиональные менеджеры России" (Ассоциация менеджеров России) являются:

- степень проявления и яркости лидерских качеств;

- наличие и сплоченность управленческой команды;

- умение быстро ориентироваться в обстановке и способность принимать адекватные решения;

- сбалансированность внимания к стратегическим и тактическим вопросам;

- умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач и правильно распределять задачи, полномочия и ответственность.

Многие компании осознают особые требования к своим лидерам и разрабатывают корпоративные компетенции. Например, модель лидерских компетенций компании "Шелл" "9 планет":

a) обеспечивает результативность;

б) создает общность видения;

в) борется за ориентацию на клиента;

г) развивает новые возможности бизнеса;

д) демонстрирует профессиональное мастерство;

е) демонстрирует личную эффективность;

ж) демонстрирует смелость;

з) мотивирует, тренирует и развивает;

и) ценит различия.

Экономика знаний предъявляет особые требования к лидерам и лидерским компетенциям. Начнем с того, что экономике знаний нужны не лидеры-одиночки, а лидеры - командные игроки, их количество и расположение в организационной иерархии также изменились. Сейчас нужны лидеры на всех уровнях управления: от руководящего до линейного, но объединенные единой целью и ценностями. Лидеры нового поколения не замкнуты в пространстве своего функционального подразделения или личной задачки, они ориентированы на глобальное пространство, умело используя информационные технологии и новые форматы взаимодействия для своего развития, а также развития членов своих команд.

Лидер в современной бизнес-среде

Развитие лидеров

Экономике знаний нужны руководители, наделенные такими качествами, как быстрота реакции, сообразительность, инициатива и нацеленность на перспективу. При этом, как утверждает Исикава Каору (известный японский ученый в области управления качеством, с именем которого также связывают возрождение и развитие японской экономики), глава компании должен ориентироваться в своей работе на 10 лет вперед, руководитель функционального направления - на 5 лет, руководитель среднего звена - на 3 года. Такие руководители могут создать современную систему управления знаниями в компании, которая приведет к развитию инновационного потенциала персонала и успеху стратегий развития компаний, что, в свою очередь, может способствовать появлению и упрочению конкурентных позиций компании на рынке.

Современные российские проблемы и подходы к развитию лидеров

Дефицит лидерства признается одной из проблем современных компаний, которая не знает границ, отраслевой специфики и не зависит от масштабов бизнеса. Тим Ринго, руководитель подразделения Human Capital Management, служба IBM Global Business Services: "В условиях современного бизнеса каждая организация должна иметь "конвейер" по подготовке будущих лидеров, которые смогут обеспечить выполнение текущих обязательств, эффективное руководство персоналом и преобразование своих предприятий, а также заложить основу для дальнейшего роста". Создание этого "конвейера" - сложное и длительное дело, предполагающее укрепление положительной репутации компании как работодателя и эффективную кадровую политику для привлечения и удержания лидеров. Для решения этой стратегической задачи также необходимо создать систему непрерывного обучения и развития лидеров, последовательно трансформируя работу с кадровым резервом в систему формирования преемственности и управления талантами.

Современные модели подготовки лидеров

Развитие лидеров

В настоящее время корпоративные программы развития талантливых лидеров включают в себя совокупность взаимосвязанных элементов:

- специальные масштабные корпоративные мероприятия;

- корпоративные программы развития профессиональных и лидерских компетенций;

- специальные проекты (многофункциональные, региональные);

- организационную и территориальную ротацию талантов;

- стажировки;

- наставничество, менторинг и коучинг;

- оценку и обратную связь;

- индивидуальный план профессионального и карьерного развития.

Однако пока такие программы действуют в относительно небольшом количестве успешных компаний. Во многих российских компаниях руководство не осознало необходимости системной работы с персоналом и выделения бюджетов на развитие лидеров. Так, в 2008 г. было проведено анкетирование, в котором принял участие 221 менеджер компаний из 28 регионов и областей России. Из них только 19% положительно ответили на вопрос: "Есть ли у компании программа развития лидерских компетенций?".

Сам по себе данный факт удручает. Весьма существенной проблемой российского лидерства также являются традиции авторитарного управления, упование на "вертикаль власти" и стремление концентрировать ее в одних руках, игнорируя делегирование и развитие горизонтальных связей, что в экономике знаний способно лишить компанию конкурентных преимуществ.

Одновременно следует иметь в виду, что актуальные задачи модернизации российской экономики и повышения конкурентоспособности российских компаний должны достигаться в особых социально-культурных условиях, детерминированных медленными, по сравнению с темпами изменений бизнес-среды, процессами трансформации общественного сознания, прежде всего изменения ценностных установок трудоспособного населения в постсоветский период. Примерами изменений, трансформации ценностей является смещение признания важности общественной собственности - в пользу частной, коллективной ответственности - в пользу персональной, от "быть как все" - к инициативе, предприимчивости и признанию своей уникальности и т.д.

Одновременно для многих компаний остро стоит проблема "конфликта поколений", которые "отформатированы" в различных социально-политических и экономических условиях, что закономерно ведет к неэффективной передача знаний от старшего поколения к младшему. Успешное культивирование ценностей рыночной экономики и экономики знаний всецело зависит от лидерства и доминирования лидеров - носителей этих ценностей:

- ориентация на клиента;

- результативность;

- качество работы;

- стремление к совершенству;

- инновации;

- непрерывное развитие;

- сотрудничество;

- командная работа и др.

Но большинство российских лидеров, по сути, остаются маргиналами, обладающими конфликтными ценностями, что определяет непоследовательность их поведения, с одной стороны, и кризис лидерства, с другой.

В заключение следует отметить, что развитие лидеров и лидерства должно стать приоритетной задачей российских компаний для успешного функционирования в экономике знаний. С учетом российских особенностей необходимо содействовать развитию не только лидерских навыков, но и мировоззрению лидеров, которое адекватно экономике знаний. Решению данной задачи могут способствовать ряд мер:

- совершенствование управления: совершенствование политики и системы управления персоналом с целью улучшения репутации компании как работодателя и формирования преемственности поколений;

- корпоративные программы развития лидеров: включение специального блока развивающих мероприятий, направленных на личностное развитие лидера, совершенствование его мировоззрения, аудит личностных ценностей и укрепление ценностных ориентаций, достойных экономики знаний (специальные учебные курсы, интенсивное общение с успешными лидерами - носителями передовых ценностей и др.);

- подготовка лидеров в вузах: включение обязательного курса "Эффективное лидерство" в бакалавриат и магистратуру;

- теоретико-методологическая поддержка: развитие интернет-ресурсов и учебно-методических комплексов для повышения эффективности обучения и развития лидеров, поддержка обмена опытом преподавателей, тренеров и коучей.

 

Источник - журнал "Кадровик. Кадровый менеджмент"

 

 

 

{lang: 'ru'}

11 комментариев: Развитие лидеров

%PAGE_NUMBER%1
  • Иван говорит:

    Тяжеловато, но очень интересно!

  • Александр говорит:

    Адекватность лидера — это наше все.

  • Татьяна говорит:

    Статья интересная, но очень длинная!

  • Ирина говорит:

    да, серьёзный подход…

  • Алена Чайка говорит:

    Интересная информация о лидерстве! Взяла на заметку, покажу директору!

  • Ирина говорит:

    Исчерпывающе о лидерах 🙂

  • Альберт говорит:

    Информация полезная, но вы могли бы из этой статьи сделать целых три. Во-первых, таким образом вы бы подняли вес сайта и во-вторых — намного легче воспринимался смысл.

  • Юрий говорит:

    Интересная статья и подход оригинальный

  • Валерий говорит:

    Серьезная работа, в один присест не осилить.

  • Качества вашего характера определяет эффективность вашего лидерства.
    Статья длинновата, но и тема не мелкая 🙂 Спасибо за качество.

  • Анна говорит:

    Читается трудновато потому что практически это официальные документы,а в общем тоже своего рода на сайте борьба с нашей безграмотностью

%PAGE_NUMBER%1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хочу новые статьи
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Яндекс.Метрика
Анализ интернет сайта
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет