ВСЕГДА ЛИ СТОИТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ?

В одну реку, согласно пословице, не войти дважды. Ситуации, когда однажды уволившегося сотрудника вновь принимают на прежнее место работы, в нашей стране, в отличие от западного мира, случаются редко. Компании не всегда готовы простить «предательство», а сотрудникам мешает гордость. В результате неспособность преодолеть подобные стереотипы лишает фирмы ценных кадров, а «блудных» работников, желающих вернуться обратно, – комфортного места работы. Что еще стоит на пути возврата специалистов в старые пенаты? Что им нужно делать для того, чтобы вернуться? А когда этого делать не стоит? Попробуем разобраться.

Нужно признать, что на российском рынке труда существует два подхода к «возвращенцам». Первый условно можно назвать «советским»: всех ушедших автоматически зачисляют в категорию «чужих» и не берут обратно ни при каких обстоятельствах. Бывший сотрудник становится изгоем, и даже его имя зачастую оказывается запретным. Многие предприниматели до сих пор относятся к персоналу с позиций крепостного права: достаточно часто мы слышим слова «мои люди», «наш специалист» и т. д. Поэтому  когда кто-то увольняется, руководитель обижается и расценивает этот шаг как предательство. А если у компании дела идут неважно, таких людей вообще считают крысами, бегущими с корабля.

Второй подход – «рыночный». Пожелавший вернуться сотрудник оценивается с точки зрения полезности для компании. Квалифицированных специалистов на рынке труда сегодня не хватает, приходится выбирать из ограниченного круга соискателей. Некоторые мудрые руководители просто расширяют этот круг за счет тех, кто уже работал в компании. Зачем ради каких-то глупых принципов отказываться от выгодного делового сотрудничества? И лишь немногие работодатели готовы к достаточно активным действиям и сами делают предложения бывшим сотрудникам, которые покинули компанию, не видя в ней для себя перспектив. Ведь если со временем эти перспективы появляются, работодатель запросто может возобновить рабочие отношения, которые будут выгодны обеим сторонам.

Почему возвращаются

– Соблазнен и обманут. Так в двух словах можно описать основную причину желания некоторых специалистов вернуться на прежнее место работы. Чаще всего бывает так, что человека на новое место переманивают конкуренты, которые, как сладкоголосые сирены, соблазняют его соцпакетом, высокой зарплатой, дружной командой и личным автомобилем. Суровая реальность отрезвляет мечтателя, и он спешит вернуться в покинутое гнездо, говоря о ситуации следующим образом: «Не вписался в корпоративную культуру… Не удалось найти общий язык с коллегами».

Менеджерам среднего звена часто бывает сложно  устоять перед возможностью  махнуть  через  целый пролет карьерной лестницы вместо того, чтобы подниматься по ней шаг за шагом. При этом на новом месте им нередко не хватает знаний, опыта и смелости, чтобы соответствовать своему назначению в новой компании. В результате, обжегшись, такие люди единственным выходом видят возврат в старый коллектив… Можно смело утверждать, что возвращение человека на прежнее место работы обычно связано с его желанием решить какую-то личную задачу. Это может быть тот же карьерный рост. Или, наоборот, попытка отсидеться в спокойном и привычном месте до лучших времен. В первом случае, если доказать свою полезность и лояльность, вернувшийся сотрудник может получить шанс на весьма быстрый рост: он будет находиться под постоянным наблюдением начальства, и все его достижения скоро станут замеченными. Во втором случае можно попасть под второе, уже окончательное увольнение, и все по той же причине: с вернувшегося сотрудника руководство глаз не спустит, и расслабиться уж точно не получится…

Как уйти в другую компанию, оставив при этом возможность вернуться при случае?

Готовиться к уходу надо задолго до того, когда этот вопрос уже назрел, а именно:

  • Честно и ответственно выполняйте свою работу – тунеядцев, бездельников и безответственных назад не берут; -не шантажируйте в процессе работы начальство возможными уходами, иначе они будут рады наконец-то избавиться от вас.
  • Объясняя свой уход, расскажите о том, какую интересную и сложную работу вам предложили, расскажите, что для вас это вызов, вы хотите рискнуть, попробовать. Это оценят на старой работе, и в случае обращения за рекомендациями с нового места работы, вероятно, вы получите дополнительные очки.
  • Уходя, - не хлопайте дверью, даже если вы не собираетесь возвращаться, подумайте о том, какое мнение вы оставляете о себе, и что именно это мнение может стать известным вашим новым коллегам.

Возьмете обратно?

Многие работники, ушедшие из компании, где успели стать своими, но потом пожелавшие вернуться, боятся, что их действия будут восприняты как капитуляция. Мол, не справился, вернулся, а ведь мы тебя предупреждали, что ничего не получится! Это большое заблуждение. Бояться нужно совсем другого: готово ли руководство старой компании взять тебя обратно? Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов: профессиональных качеств «перебежчика», опыта, который был накоплен на стороне, наличия свободного места, причины ухода, фирмы, в которую он в свое время ушел (прямой это конкурент или нет), и, естественно, того, каким образом он уволился в прошлый раз». Если это было мирное расставание (возможно, с договоренностью о возвращении на случай провала) – это одно. Есть все шансы. Если же увольнение было связано со скандалом – «возвращенца», скорее всего, не примут обратно.

В любом случае возвращаться имеет смысл, если причина, из-за которой уходил сотрудник, к тому моменту была или будет устранена. В противном случае «второе пришествие» не принесет ничего хорошего. Если уход был связан с остановкой в карьерном росте, руководство компании (независимо от того, кто является инициатором возобновления отношений), принимая  сотрудника обратно в свой штат, должно предоставить ему работу на более высокой должности. Не устраивала работника заработная плата – она должна быть повышена. Правда, на прежнюю лояльность такому сотруднику рассчитывать уже не придется. Поэтому возможен вариант испытательного срока с довольно жесткими требованиями, только выдержав который работник сможет получить желаемую должность или оклад.

В любом случае, вопрос возобновления сотрудничества всегда является компромиссным решением двух сторон. Организации принимают «возвращенцев», во-первых, потому, что знают, чего можно ожидать от уже знакомого работника. Кроме того, они надеются, что вернувшийся специалист накопил новый опыт. Люди же идут к бывшим работодателям, чтобы вновь оказаться в знакомой среде и поучаствовать в решении задач, к которым они не имели доступа раньше. Ведь нет смысла возвращаться, если для вас это будет возвращением в прошлое.  Свой выбор нужно делать всегда только в направлении развития и роста. И быть готовым и к предвзятому (тут уж ничего не поделаешь) отношению руководства и коллег, и к повышенным требованиям (вне зависимости от того, повысили тебе зарплату или нет) к работе и ее результатам. Исключение составляют случаи, когда инициатива вашего возвращения принадлежит самому работодателю.

Большинство руководителей следуют пословице «Старый конь борозды не испортит» и обращаются к бывшим сотрудникам именно по этой причине. Проверенные люди особенно полезны во время кризиса или серьезной реструктуризации бизнеса. Возможно, руководство просто не смогло найти вам полноценной замены. В таком слуае все полагающиеся бонусы – ваши.

Вас попросили вернуться

Предложение вернуться, поступившее от компании, в которой вы когда-то работали, может выглядеть очень соблазнительно и даже лестно. Отбросьте эмоции. Мысль «Меня приглашают, значит, наконец-то признали» может вам только  помешать трезво оценить ситуацию. Лучше повнимательнее проверьте условия найма. Оцените предложение своего бывшего работодателя точно так же, как и любое другое. Попробуйте проанализировать положение компании на рынке, ее конкурентоспособность, перспективы. Выясните точнее, какие задачи будут перед вами поставлены. Узнайте, кто ранее осуществлял функции, которые хотят поручить вам. Вспомните ваш уход из компании. Если он был негативно воспринят коллективом, будьте уверены, что вам обязательно припомнят этот эпизод. Сверьте свои ожидания с реальностью. Обсудите все, даже самые мелкие вопросы, касающиеся ваших полномочий и предоставляемых ресурсов, до подписания нового трудового договора. А чтобы такие переговоры вообще стали возможными, нужно правильно уйти. Как бы ни складывались отношения с руководством и коллегами, при уходе из компании не стоит захлопывать за собой дверь – лучше оставить ее приоткрытой. Рекомендую сохранять хотя бы видимость нормальных отношений. Договориться можно с любым руководителем, если изучить особенности его психологии. С одним поможет задушевная беседа, с другим – четкая договоренность о перспективах дальнейшего сотрудничества. При уходе обязательно организуйте небольшое застолье для коллег. Тут общее правило: минимум горячительного, максимум благодарности за совместную работу плюс обещание вернуться после «небольшой отлучки».

После такого ухода, если вы будете следить за развитием событий в оставленной вами компании (что уже само по себе говорит о вашем неравнодушии )   и   поддерживать отношения с бывшими коллегами и  руководством,  то первым  узнаете о  возможности возвращении. Такая возможность может представиться, если у фирмы появляются новые сложные задачи, которые вы способны эффективно решать, или ушел сотрудник, которого вы в свое  время  мечтали заменить. В таком вопросе, как увольнение, всегда присутствует эмоциональная составляющая. Если вы уверены, что поступаете правильно, уходите не оглядываясь. Если считаете, что нужно хлопнуть дверью напоследок, – хлопайте на здоровье. Если такой хлопок не оглушил руководство и бывших коллег, шансы вернуться, пусть и небольшие, у вас еще будут…

 

{lang: 'ru'}

6 комментариев: Уйти, чтобы вернуться

%PAGE_NUMBER%1
  • Дмитрий говорит:

    Спасибо за очень грамотную статью. В нашей стране советский подход пока лидирует, поэтому я даже не слышал таких случаев, когда работник возвращался на прежнее место работы. Поэтому при переходе на новое место очень важно взвесить всё и принять правильное решение, ведь обратного хода скорей всего не будет. Эта часть и самая сложная.

  • Екатерина говорит:

    У меня было — менеджер ушёл (ушла) — соблазнили повышением и зарплатой, а когда ожидания не оправдались, — вернулась. Она была очень хороший специалист, я без всяких обид приняла её на работу повторно. Но больше ни про одного человека не могу сказать, что взяла бы обратно.

  • Александра говорит:

    Интересная статья, никогда не задумывалась над этим вопросом. Читала как то, что в Японии это неприемлимо, там чуть ли не с детского сада готовят к карьере в определенной корпорации. И если уйдешь, то мало того, что назад не примут, так еще и ни в какую другую серьезную фирму не возьмут%( А вот в соседней Корее все иначе. Спокойно люди меняют места работы.

  • Юлия говорит:

    А я сама возвращалась через год на прежнее место работы, ничего взяли, видно хорошо себя зарекомендовала 😉 , и дверью точно не хлопала.

  • Светлана говорит:

    Эмоциональная составляющая действительно иногда играет существенную роль. Даже когда меня не раз просили вернуться, даже зная, что там уже не работает руководство, с которым кардинально была не согласна, не смотря на то, что до сих пор нет работы, которая могла бы прокормить, я не смогла бы вернуться на прошлое место работы.
    Та фирма сделала меня сильнее, воспитала , жесткость, стервозность — необходимое качество во многих современных сферах бизнеса. Но это поломало мою природную доброжелательность и доверчивость. Нельзя идти против природы — это плохо заканчивается.

  • Анатолий говорит:

    Был у меня случай, когда просили вернуться, но ничего хорошего из этого не вышло. Это было возвращение в прошлое.

%PAGE_NUMBER%1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хочу новые статьи
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Яндекс.Метрика
Анализ интернет сайта
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет