uvedomlenie_o_prieme_chinovnika

Как известно, институт трудового договора является центральным в трудовом праве и соответственно нормы регламентирующие порядок заключения и изменения и прекращения трудового договора применяются весьма и весьма часто. И более того, все другие институты трудового законодательства тесно взаимосвязаны с институтом трудового договора и применяются, как правило, в системе.

В области регулирования трудового договора крупные изменения в законодательство прошли в 2006 году, поскольку 6 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 90-ФЗ от 30.06.2006, который внес большое количество изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации. И с 2006 года формировалась и накапливалась практика применения новых норм законодательства о трудовом договоре.

В сфере заключения трудовых договоров в последнее время произошли определенные изменения, связанные с принятием новых документов, регламентирующих отдельные вопросы приема на работу. Наибольшее количество изменений коснулось такой категории работников, недавно обозначившихся в нашем законодательстве, как бывшие чиновники, т.е. бывшие государственные и муниципальные служащие, занимавшие должности, соответственно, государственной или муниципальной службы и поступающие на работу уже в коммерческие или некоммерческие организации после завершения, скажем так, своей чиновничьей карьеры.

Как известно, 25.12.2008 был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», принятие которого обусловило корректировку российского законодательства, в том числе и трудового. Именно в то время, в Трудовой кодекс была внесена статья 64.1, которая установила обязанность для бывших чиновников информировать своих новых работодателей о прежнем месте службы, а работодатели в свою очередь, обязаны в десятидневный срок письменно информировать бывшего нанимателя государственных или муниципальных служащих о факте приема на работу бывшего чиновника. Такая обязанность, как у бывшего чиновника, так и у его работодателя, с точки зрения ст. 64.1 ТК РФ, сохраняется в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы. Данная норма вступила в силу 10.01.2009, однако фактически она не применялась, что подтверждалось письмом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2009 № 3854-17.

Президент своим Указом от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»», установил перечень должностей, правда, относящихся только лишь к государственной службе, в отношении которых работодателям необходимо отчитываться о приеме на работу.

Затем и Правительство РФ своим Постановлением от 08.09.2010  № 700 утвердило Правила сообщения работодателями о факте приема на работу бывших государственных и муниципальных служащих. В связи с принятием этих документов, можно говорить о том, что обязанность об уведомлении, установленная законодательством для обеих сторон заработала.

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что, прежде всего Указ Президента и Постановление Правительства не вполне согласованны, к сожалению, со ст. 64.1 ТК РФ и законом «О противодействии коррупции». Дело в том, что Президент в  Указе № 925 предусмотрел, что органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, должны на основе данного Указа сформировать свои перечни должностей государственной службы субъектов РФ и муниципальной службы, в отношении которых устанавливаются аналогичные требования. Если граждане замещали эти должности, то при трудоустройстве они должны будут отчитываться перед новыми работодателями, а последние, в свою очередь, должны отправлять письменные уведомления в соответствующие региональные органы власти или в органы местного самоуправления. Однако, во-первых, это положение Указа не согласуется с законом, поскольку и Трудовой кодекс и закон «О противодействии коррупции» говорят о том, что перечень должностей, в отношении которых вводятся такие меры контроля, устанавливается НПА РФ, т.е. речь идет о том, что данный вопрос необходимо было бы решать на федеральном уровне. И органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, по логике закона, не наделены такими полномочиями, между тем Президент уполномочил их решать его самостоятельно. Во-вторых, в Постановлении Правительства не учтено, что бывший чиновник может поступать на работу не только в организацию, но и к индивидуальному предпринимателю.

Теперь обратимся к нарушениям закона связанных с уведомлениями о приеме на работу бывших чиновников. Если работодатели по тем или иным причинам после 22 сентября 2010 года не направляют уведомительных писем о приеме на работу бывших чиновников, то это грозит им весьма серьезными негативными последствиями. Статья 19.29 КОАП предусматривает, что,  привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный НПА РФ, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «о противодействии коррупции», - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей. Это первый момент.

Второй момент связан с положением ст. 84 ТК РФ, которая предусматривает, что прием на работу или заключение трудового договора с бывшим чиновником в нарушение установленных законом требований, рассматривается, как нарушение правил приема на работу, являющуюся основанием для прекращения трудового договора на основании пункта 11 части первой ст. 77 ТК РФ. Поскольку в данном случае нарушение будет допущено, то решение вопроса об увольнении бывшего чиновника будет зависеть от того, по чьей вине было допущено нарушение.

Если виновником нарушения будет признан бывший чиновник, который скрыл факт того, что он проходил государственную или муниципальную службу в течение 2-х последних лет, то он подлежит увольнению без выплаты выходного пособия и без предложения ему другой работы, которую он мог бы выполнять.

Если же чиновник не скрывал данный факт и сообщил работодателю о том, что он занимал должность, включенную в перечень, и о приеме его на работу необходимо уведомить государственный или муниципальный орган по его последнему месту службы, а работодатель, тем не менее, не отправлял соответствующую информацию, то в этом случае чиновнику необходимо будет выплатить выходное пособие и предлагать перевод на другую работу. Размер выходного пособия, в данном случае, будет определен его средним месячным заработком (часть 3 ст. 84 ТК РФ). Таким образом, при трудоустройстве бывших чиновников  закон ориентирует работодателя внимательно изучать данные документы с тем, чтобы не допускать ошибок при заключении трудовых договоров.

{lang: 'ru'}

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хочу новые статьи
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Яндекс.Метрика
Анализ интернет сайта
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет