8 февраля 2011 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял Постановление N 12101/10, в котором высказал важную правовую позицию по применению законодательства о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Данный документ обострил сложившуюся ситуацию, при которой судебная практика если не выходит за рамки действующего законодательства, то исходит из его расширенного толкования.
В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Процедура государственной регистрации ИП (индивидуального предпринимателя) предусмотрена Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ). Этим Законом, в частности, предусмотрен перечень документов, необходимых для регистрации, срок регистрации, а также некоторые особенности процедуры регистрации.
Среди прочего Федеральным законом N 129-ФЗ предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации. В соответствии со ст. 23 Закона физическому лицу может быть отказано в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в следующих случаях:
а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
г) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации;
д) если поданы документы на государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, но не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
Из приведенного перечня наиболее распространенным основанием для отказа в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей является непредставление необходимых для государственной регистрации документов.
Наиболее очевидным примером отказа в государственной регистрации по этому основанию является фактическое непредставление физическим лицом — заявителем документов, предусмотренных законом (например, заявления о государственной регистрации, документа об уплате государственной пошлины, копии паспорта и т.п.). Более сложная ситуация возникает в случае, когда заявитель представил предусмотренные в законе документы, но или не указал в них какие-либо сведения, или указал сведения, не соответствующие действительности.
Имеющаяся судебная практика по этим вопросам до недавнего времени была крайне противоречива.
Содержание должно быть приведено в соответствие с формой
Что касается ситуации, когда заявитель не указывает в документах всех необходимых сведений, то в качестве примера можно привести Постановление ФАС Московского округа от 19.01.2005 N КГ-А40/12594-04. Судом исследовалась ситуация, когда заявитель — учредитель общества с ограниченной ответственностью <1> обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации. Налоговый орган при принятии такого решения руководствовался тем, что при подаче заявления на государственную регистрацию заявитель не представил сведения о видах экономической деятельности, что понималось как непредставление заявления. Суд, опираясь на пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, а также на расписку в получении всех документов от заявителя, выданную налоговым органом, пришел к выводу, что в связи с представлением всех необходимых документов решение об отказе в государственной регистрации неправомерно.
———————————
<1> Поскольку к рассматриваемому основанию для отказа в государственной регистрации законодательство определяет одинаковый подход как в отношении индивидуальных предпринимателей, так и в отношении юридических лиц, примеры судебной практики в статье будут приводиться с участием как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.
В то же время по рассматриваемому вопросу большинство судов придерживается противоположной позиции. Например, в Постановлении от 09.12.2010 N КГ-А40/14693-10 по делу N А40-10913/10-17-91 ФАС Московского округа оценивал ситуацию, при которой заявитель подал в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в реестр, в котором не была указана дата присвоения ОГРН. Налоговый орган отказал в государственной регистрации ИП, сославшись на то, что заявитель ненадлежаще оформил заявление о государственной регистрации. Суды всех инстанций поддержали налоговый орган, подчеркнув, что «представление документа, который не содержит всех необходимых сведений, должно приравниваться к его непредставлению». Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях ФАС Уральского округа от 03.08.2010 N Ф09-4827/10-С2 по делу N А47-9956/2009, ФАС Поволжского округа от 27.01.2009 по делу N А55-10527/2008, Решении Арбитражного суда Московской области от 21.10.2009 по делу N А41-12327/09 и др.
Представляется, что вторая из высказанных позиций в наибольшей степени соответствует действующему законодательству. В силу того, что формы большинства документов, необходимых для государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, определены нормативно, заявители должны строго их придерживаться. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19.07.2002 N 439 <2> форма заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя предполагает заполнение нескольких граф. Следовательно, неуказание в какой-либо из граф соответствующих сведений должно повлечь признание такого документа непредставленным, поскольку он не соответствует предусмотренной форме. В силу того, что любой документ — это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве, обязательным его признаком является формальная определенность, без которой он превращается в обыкновенную бумагу, не имеющую юридической силы.
———————————
<2> Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
Исходя из этого формулировку Закона «непредставление… необходимых для государственной регистрации документов», на наш взгляд, следует толковать расширительно и понимать под ней также ненадлежащее оформление таких документов (представление их в незаполненном или в не полностью заполненном виде). За такое нарушение в форме бездействия регистрирующий орган обязан отказать в регистрации.
Однако применение этой позиции требует от регистрирующего органа разумного подхода, при котором бы интересы заявителей максимально соблюдались. Показательным в данном отношении является Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-11853/2010. В нем суды оценивали законность решения налогового органа об отказе в государственной регистрации, принятого в связи с тем, что в заявлении о регистрации в пустых графах отсутствовали прочерки. Суд первой инстанции согласился с мнением налогового органа, отметив, что заявитель, не проставив в пустых графах прочерки, не представил надлежаще заполненное заявление по утвержденной форме. Суды апелляционной и кассационной инстанций с такой трактовкой законодательства не согласились, подчеркнув, что «непроставление прочерков в тексте заявления не свидетельствует об отсутствии такого документа либо недостоверности заявленных в нем сведений… данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в государственной регистрации».
С регистрирующим органом нужно быть честным до конца
Немало споров вызывает и ситуация, когда заявители указывают в представленных на государственную регистрацию документах недостоверные сведения.
Данные споры обусловлены тем, что согласно п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе проверять на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам содержащиеся в представленных на регистрацию документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Иными словами, Законом сформулировано общее правило о том, что регистрирующий орган не должен проверять представленные на регистрацию документы на предмет их соответствия действующему законодательству. Исключение составляют лишь случаи, прямо предусмотренные законом (например, связанные с правом регистрирующего органа проверять полномочия заявителя на подписание заявления о государственной регистрации).
Однако такое положение с момента принятия Закона N 129-ФЗ подвергалось в юридической литературе жесткой критике, и прежде всего потому, что заложенный в нем подход позволяет осуществлять государственную регистрацию и вносить в государственные реестры недостоверные сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах <3>.
———————————
<3> Об этом см., напр., Концепцию развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
Учитывая такие негативные последствия, административная практика регистрирующих органов пошла по пути, несколько отличному от того, который предписывается нормами Закона N 129-ФЗ. Регистрирующие органы все равно продолжают проверять представляемые на регистрацию документы и в случае выявления в них нарушений отказывают в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых документов. Судебная практика часто поддерживает такой подход.
Для наглядности можно обратиться к следующим судебным делам.
ФАС Уральского округа, как следует из Постановления от 27.12.2010 N Ф09-10100/10-С4 по делу N А47-4931/2010, рассматривал заявление индивидуального предпринимателя о признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Оспариваемое решение принято ввиду того, что индивидуальный предприниматель неверно заполнил заявление о государственной регистрации, поскольку неправильно указал в нем дату государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Суды трех инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, подтвердив законность решения налогового органа.
В других судебных актах прослеживается подобная позиция. Например, из Постановления ФАС Центрального округа от 17.06.2010 по делу N А09-904/2010 следует, что, поскольку в заявлении о государственной регистрации заявитель подтверждает достоверность вносимых в него сведений, выявление регистрирующим органом недостоверных сведений фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что влечет отказ в государственной регистрации. Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 по делу N А33-11097/2009 и ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.2008 N Ф04-4119/2008(7667-А46-26) по делу N А46-11203/2007.
Позиция ВАС РФ
К разрешению этой спорной ситуации недавно обратился Высший Арбитражный Суд РФ. На рассмотрение в порядке надзора было передано дело о признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации, принятого в связи с непредставлением заявления о государственной регистрации. Решение налогового органа мотивировано тем, что представленное предпринимателем заявление составлено с нарушением норм законодательства, поскольку в нем неверно указан код по ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности).
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что заявление содержит недостоверные сведения, в связи с чем оно считается не представленным в регистрирующий орган (см. Постановление ФАС Уральского округа от 12.05.2010 N Ф09-3300/10-С4 по делу N А60-43906/2009-С10).
Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматривавшие заявление о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, передали дело на рассмотрение в Президиум ВАС РФ, посчитав, что выводы нижестоящих судов являются ошибочными. По мнению «тройки» судей, отраженному в Определении ВАС РФ от 13.11.2010 N ВАС-12101/10, действия государственных и муниципальных органов должны быть направлены на обеспечение достижения гражданами и юридическими лицами того законного юридического результата, за которым они обращаются к данным органам. В связи с этим государственный или муниципальный орган, обнаружив явную ошибку (опечатку), допущенную при оформлении документов, обязан самостоятельно устранить ее, а при наличии сомнений обратиться за уточнением к заявителю, если в соответствии с законом не установлена иная процедура обеспечения прав заявителей. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, равно как любой другой государственный или муниципальный орган или должностное лицо, должен содействовать, а не препятствовать в реализации гражданами и юридическими лицами своих прав, в том числе и права на предпринимательскую деятельность. Следовательно, рамки административной процедуры регистрации индивидуальных предпринимателей, установленные Законом N 129-ФЗ с учетом непосредственного действия прав и свобод человека, не должны исключать помощь должностных лиц регистрирующего органа лицу, обратившемуся к нему с соответствующим заявлением о государственной регистрации. С учетом изложенного судьи ВАС РФ посчитали, что в случае выявления регистрирующим органом ошибок в представленных на регистрацию документах он должен не отказывать в государственной регистрации, а известить об этом заявителя для того, чтобы тот внес соответствующие исправления.
Однако подобная «гуманистическая» направленность Президиумом ВАС РФ не была одобрена. Постановлением от 08.02.2011 N 12101/10 суд надзорной инстанции оставил обжалуемые судебные акты без изменений, а надзорную жалобу без удовлетворения. При этом суд занял формальную позицию, согласно которой действующим законодательством на регистрирующий орган не возложена обязанность по извещению лица, обратившегося за регистрацией, о выявленных противоречиях, недостатках в поданных на регистрацию документах. Поскольку в заявлении о государственной регистрации неверно указан код по ОКВЭД, Президиум ВАС РФ согласился с тем, что данное заявление содержит недостоверные сведения и считается не представленным в регистрирующий орган.
Оценивая некоторые перспективы использования указанной правовой позиции Президиума ВАС РФ, следует отметить, что, с одной стороны, она привнесла некоторую определенность в правоприменительный процесс. С момента ее появления и регистрирующие органы, и суды, и физические лица, желающие заняться предпринимательской деятельностью, получили официальное подтверждение того, что указание в представленных на государственную регистрацию документах недостоверных сведений однозначно влечет отказ в государственной регистрации. Но, с другой стороны, рассмотренное Постановление Президиума ВАС РФ обострило проблему соответствия фактически складывающихся отношений и тех норм, которые закреплены на законодательном уровне.
7 Комментарии
Я из Украины и было очень интересно почитать. Увидеть различия.
Ох уж эта бюрократия. Спасибо за информацию
Спасибо за статью! Очень хорошо раскрыта информация, очень полезно!
Очень подробно, со знанием дела изложено, многим пригодится.
Очень полезная и информативная статья, спасибо!
Полезная и нужная информация.Спасибо.
Спасибо за такую объемную, исчерпывающую информацию !