Критика на работе – это вовсе не редкость. Скорее наоборот, это явление довольно распространенное и обычное. Порой она бывает полезна, поскольку помогает повысить уровень профессионализма, выполнить задание более эффективно, а также исправить допущенные ошибки. Но есть у критики и другая сторона: недовольство и упреки начальника могут вызывать обиду или даже гнев. Каким образом сохранить внутреннее равновесие и извлечь из сделанных вам замечаний пользу?
Почему некоторые люди легко воспринимают критику, а у кого—то замечания вызывают сильный негатив? Причина заключается в том, что у многих из нас есть так называемые «фильтры восприятия», которые мешают понять суть адресованных нам замечаний. К примеру, если человек слышит, что совершил ошибку, то «автоматический переводчик» в его голове превращает это безобидное замечание в фразу: «Вы невероятно глупы и ленивы, вам ничего поручать нельзя».
Вполне естественная реакция на подобные обвинения – желание убежать куда—нибудь подальше и затаиться там. Еще один вариант – начать защищаться. Но на самом деле нужно остановиться, попытаться совладать с собой, стабилизировать дыхание. После этого постарайтесь восстановить в памяти, что именно вы услышали от начальника, какие слова и выражения он при этом использовал. Не позволяйте включиться в работу вашим «фильтрам восприятия». Для этого постарайтесь выделить суть сказанного начальником, а не прислушиваться к вашему эмоциональному «внутреннему переводчику». Если необходимо, уточните у шефа, правильно ли вы его поняли. После этого сосредоточьтесь на том, чтобыисправить все недочеты и ошибки, а также постарайтесь не допускать их в дальнейшем.
Некоторые восприимчивые люди интерпретируют критику, услышанную в свой адрес от начальства, словно приговор. Их начинают посещать мысли о том, что теперь их точно уволят. На самом же деле вовсе не стоит делать таких поспешных выводов. Проанализируйте все факты: критикует ли вас шеф чаще, чем других сотрудников? Слышите ли вы от него похвалу в свой адрес за успехи в работе? Были ли случаи увольнения других сотрудников за несущественные промахи? Можно также обсудить ситуацию с теми коллегами, которые склонны воспринимать критику спокойно, и которым вы доверяете. Наверняка они успокоят вас, подтвердив, что несколько замечаний от шефа не повлекут за собой увольнение.
К сожалению, далеко не всегда критика начальства бывает справедливой и адекватной. Порой под ней скрывается банальная грубость. Как отличить конструктивную критику от желания вас задеть? В первую очередь, по тону. Если человек хочет объективно указать на ваши ошибки, он не будет при этом кричать. А если шеф говорит на повышенных тонах, не теряйтесь. Просто спокойно попросите, чтобы он говорил тише.
Помните о том, что суть критики – это анализ выполненной работы. При этом критикующий либо укажет способы исправленияошибок, либо сам сделает это после вашей просьбы. А вот если начальник ругается, но при этом отказывается дать рекомендации по исправлению недочетов, то не стоит принимать его слова близко к сердцу. Он может быть просто чем—то раздражен. Или причина кроется в его «взрывном» типе характера. Однако это не означает, что критика в ваш адрес абсолютно беспочвенна. Скорее всего, какое—то «рациональное зерно» в ней присутствует, поэтому спокойно проанализируйте сказанное. Ведь даже те люди, которые хотят сорвать на ком—то свое плохое настроение, не используют для нападок первый попавшийся повод. Они озвучивают те моменты, которые их раздражали и раньше. Поэтому, даже есликритика и преувеличена, реальные недочеты все—таки были. И в будущем стоит избегать подобных ошибок.
И не забывайте о том, что ошибаются все, даже самые лучшие и квалифицированные специалисты, а критика на работе помогает избежать в дальнейшем подобных ошибок. А это способствует повышению вашего профессионального уровня, помогает стать более опытным и квалифицированным сотрудником и, как следствие, покорять новые карьерные «вершины».
1 Комментарий
Принимайте ее с благодарностью и применяйте с пользой для себя! И будьте уверены, практически любые качества личности можно развить . Поэтому не воспринимайте критику как приговор и укор себе!