ЗАТЯНУТЬ ПОЯСА И ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС

Не всё коту масленица. Спокойные, стабильные и предсказуемые времена закончились. На смену им пришли времена не спокойные, не стабильные и уж совсем не предсказуемые.

Комментарии экономистов и аналитиков ставят в тупик. Новости в СМИ вводят в ступор. Настроения в обществе колеблются от хладнокровия до откровенной паники. Но никакие проблемы глобального масштаба не идут в сравнение с тревогой о личной стабильности и предсказуемости. А так как в основе этих ценностей лежит наша работа (зарплаты, премии, бонусы и есть источники благополучия большинства из нас), то тревоги, связанные с ситуацией на рынке труда, и объяснимы, и понятны.

Особенно незавидное положение у руководителей фирм и компаний, которые искренне стремятся пережить сложные времена, сохранив свой бизнес. В новых экономических условиях и правила игры другие. Как показывает опыт, кто первым выучит эти правила и применит их на деле, тот и выиграет.

Симптомы кризиса очевидны: новые проекты закрываются, вакансии замораживаются, а на смену им приходят такие понятия, как «оптимизация кадров» (оно же — увольнение, оно же — сокращение), «оптимизация затрат», «экономия средств» и «сокращение бюджета». И если с оптимизацией кадров всё более менее ясно, то последние три определения, несомненно, нуждаются в пояснении.

В чём разница?

На первый взгляд кажется, что слова «экономия средств», «сокращение бюджета» и «оптимизация затрат» имеют один и тот же смысл. В действительности разница между этими понятиями довольно существенная. Выражается она в подходе к работе с издержками компании.

Так,  сокращение бюджета используется для достижения быстрого результата в ситуации дефицита ликвидности фирмы. Иначе говоря, под это понятие попадает всё, от чего можно отказаться без явных потерь для компании. , перевод сотрудников на режим сокращённой трудовой недели (дня), предоставление неоплачиваемых отпусков, сокращение маркетинговых бюджетов. Оптимизация затрат — системная работа и более долгий процесс, требующий проведения всестороннего анализа деятельности фирмы, всей цепочки создания ценностей, определения узких мест и чёрных дыр. При этом необходимо не только терпение, но и умение взглянуть на ситуацию под другим углом зрения, с других позиций и с определённой целью — сократить всё, что только можно, чтобы сохранить жизнедеятельность компании. Зато в конечном счёте эта работа принесёт существенный эффект и защитит фирму от неблагоприятных внешних воздействий.

Что же касается экономии средств, то это понятие в бизнесе подразумевает то же самое, что и в приватной жизни, например смену престижных марок товаров на более скромные или пересмотр, а то и полный отказ от ряда услуг, которые раньше выполняли так называемые специально обученные люди, а в данный момент вполне смогут выполнить и рядовые служащие. К слову сказать, офисные сотрудники, которые ещё пару месяцев назад оскорбились бы, получив предложение совместить основную работу с параллельной, менее «благородной», сейчас с готовностью берутся за неё, справедливо рассудив, что «экономия средств» путем дополнительной нагрузки куда лучше, нежели «оптимизация кадров» с абсолютно сумеречными перспективами.

Чтоб никто и не подумал, чтоб никто и не заметил

Существуют ли такие статьи расходов, отмена которых никак не отразится на результатах бизнеса? Конечно, существуют. В каждой компании есть некий «жирок», до которого во времена относительного благоденствия не доходили руки или к нему относились, как к некой данности.

Для небольших фирм это не столь характерно, но многие крупные и средние компании этим грешат. Финансовый кризис — очень удобный момент, чтобы изучить расходы по всей цепочке ценностей с точки зрения их полезности. В частности, можно пересмотреть политику фирмы в плане проведения корпоративных мероприятий (например, провести новогоднюю вечеринку не в пафосном ресторане, а выбрать более демократичное место), компенсаций высокооплачиваемым сотрудникам обедов, оплаты мобильных телефонов и некоторых иных расходов. Эти меры позволят сэкономить немалые суммы (особенно если компания большая и топовых специалистов в ней, соответственно, не мало), а на бизнесе неоплаченные обеды никак не скажутся. Разве что настроение персонала ухудшится, но и этот момент можно обыграть, к примеру объявив, что меры по грамотному использованию «жирка» рассматриваются не иначе как тест сотрудников на лояльность к компании в тяжёлые времена.

Один на всех!

Кризисы в России уже случались, и не раз. Тем не менее это были кризисы локальные, произошедшие внутри страны, причина которых крылась скорее в политических, нежели экономических проблемах. Кризис- 2008 — совсем другая история. Он носит глобальный, мировой характер, и от того проблемы приобретают невиданные масштабы, а самое печальное— абсолютно непонятную перспективу развития событий.

Что же касается бизнеса, то, несмотря на опыт прошлых сложных времён, с кризисом подобного масштаба абсолютно все игроки рынка столкнулись впервые, и пути выхода из сложившейся ситуации каждый ищет по-своему. И всё же в основе поиска лежат стандартные решения, прописанные в учебниках по менеджменту. А именно:

  1. Стимулирование инновационных идей, направленных на реорганизацию бизнес-процессов, снижение их стоимости, поиск дополнительных источников доходов.
  2. Уделение ещё большего внимания контроллингу (как оперативному, так и стратегическому).
  3. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью (мониторинг, работа с клиентами по просроченной задолженности, проверка контрагентов и т.д.).
  4. Пересмотр инвестиционного портфеля.
  5. Проведение функционально стоимостного анализа с целью исследования функций объектов управления, направленного на минимизацию затрат во всех сферах деятельности компании (проектирование, производство, логистика, торговля, административное управление) при сохранении (повышении) его качества и полезности. Использование всех доступных и легальных способов для сокращения непроизводительных расходов.

Безусловно, помимо этих общепринятых антикризисных шагов, каждая компания будет изобретать свои рецепты по спасению ситуации. В таком случае эксперты советуют разрабатывать план оптимизации расходов, исходя из стратегических перспектив фирмы. Даже если отдача от тех или иных расходов в текущий момент может быть неочевидной, от них нельзя отказываться, если есть гарантия, что именно эти расходы являются заделом для будущих доходов.

Второй момент заключается в том, чтобы все инициативы по сокращению затрат, исходящие из различных служб, были согласованы между собой. Не менее важно и то, чтобы ответственность за достижение конкретных результатов внедрения данных инициатив была распределена между отдельными руководителями, а не сконцентрирована на каком-то одном сотруднике, как бы ни называлась его должность и какой бы статус в фирме он ни имел.

И всё же экономить надо с умом.

Например, сокращать расходы, напрямую связанные с обеспечением производственного процесса и реализацией продукции, точно не стоит. Ну и, конечно же, следует соблюдать все требования Трудового и Налогового кодексов. Кризис кризисом, а обязанности работодателя перед подчинёнными никто не отменял.

Сколько платит скупой.

Зачастую компании с целью снижения издержек проводят политику тотального сокращения затрат. По мнению экспертов, это решение является наихудшим, так как в результате подобной политики сокращению подлежат все работы независимо от их полезности. При общем сокращении может снизиться уровень выполнения основных работ, что неизбежно приведёт к ухудшению качества продукции и снижению производительности деятельности предприятия. Падение производительности, в свою очередь, вызовет очередную волну сокращений, что вновь приведёт к снижению эффективности работы.

Попытки выйти из этого замкнутого круга рано или поздно заставят предприятие поднять издержки выше первоначального уровня. Таким образом, поговорка о скупом, который платит дважды, проявляет свою состоятельность не только на бытовом, но и на финансовоэкономическом уровне.

 

{lang: 'ru'}

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хочу новые статьи
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Яндекс.Метрика
Анализ интернет сайта
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет