Шум в офисеКАК РЕШИТЬ «ГРОМКУЮ» ПРОБЛЕМУ?

Шум в офисе – неизбежное явление. Трель  телефона, гул разговоров, музыка FM-радио, приглушённый стук клавиатуры… как ужиться с этим шумом и при этом  не испортить отношения с коллегами?

Сначала немного теории. Ухо  человека способно слышать звуки в диапазоне частот от 16–20 Гц (рокот, нижняя часть диапазона концертного органа, звуки, которые вы практически чувствуете кожей) до 20–22 кГц (писк, значительно тоньше комариного). Однако к колебаниям различной частоты слух имеет разную чувствительность: при одинаковой мощности звуков лучше всего мы слышим те из них, которые находятся в диапазоне от 300 Гц до 4 кГц. Эти частоты соответствуют человеческому голосу. Именно поэтому разговор за стенкой (пусть и негромкий) многим из нас мешает спать гораздо больше, чем назойливое жужжание комара прямо над ухом или рокот старого холодильника.

Если частота звука измеряется в герцах, то интенсивность – проще говоря, громкость – измеряется в децибелах (дБ). Для примера, обычно в офисе звуковой фон составляет 55–60 дБ. Удивительно, но при этом врачи утверждают, что безопасны для здоровья звуки, громкость которых… не более 35 дБ! Однако человек, живущий в городе, почти постоянно подвергается гораздо более интенсивному шумовому воздействию: на оживлённой улице уровень шума 80–90 дБ, в метро – 100–105 дБ, электромясорубка или дрель дают  120–130 дБ…

Громко, шумно, вредно

Шум в офисе

В последние годы шум в городах только нарастает – увеличивается количество машин, людей, расширяются улицы, появляются новые виды различной техники и т.д. Поэтому за минувшее десятилетие городской шум в среднем увеличился на 5–6 дБ и продолжает расти, прибавляя по  1 дБ в год. И хотя мы редко об этом задумываемся – у нас масса других, более важных, с нашей точки зрения, поводов, – но шум является очень вредным фактором. Казалось бы, что такого в шуме – если, конечно, вы не проводите весь свой рабочий день на взлётно-посадочной полосе аэропорта?

В первую очередь, если вы работаете в достаточно шумном помещении (с уровнем шума выше офисного, более 70 дБ), вам гарантированы повышенная утомляемость и снижение качества труда: мало кто способен рассчитывать бюджет организации, когда у него над ухом кладут асфальт. Следующие возможные нарушения, связанные с шумовой загрязнённостью большого города, – это стрессы, психические и физиологические расстройства (например, повышение артериального давления, мигрени) и снижение слуха.

Это вовсе не гипотетическая угроза: согласно медицинской статистике, каждый пятый житель Москвы имеет проблемы со слухом, возникшие из-за шумового фона. Как бороться с шумом если на работе мы ничего не можем  поделать с шумовым фоном – он такой, какой есть, – то дома просто обязаны сделать всё, что от нас зависит, чтобы защитить себя и домашних от шумового загрязнения:

•     установите пластиковые звукоизолирующие окна;

• сделайте звукоизоляцию стен, потолков (натяжные потолки гораздо более эффективны в плане звукоизоляции, чем подвесные), полов;

• обращайте особое внимание на уровень шума покупаемой бытовой техники и отдавайте предпочтение стиральным машинам, холодильникам, кондиционерам, посудомоечным машинам, вытяжкам и т.д., работающим максимально тихо;

• научите домашних любителей громкой музыки слушать её в наушниках, если звукоизоляция между вашими комнатами недостаточная. Объясните им, что наушники должны быть максимально звукоизолирующими – не столько для того, чтобы не беспокоить окружающих, сколько затем, чтобы ухо воспринимало звук только из одного источника – в противном случае травматическое воздействие шума увеличивается (например, когда в метро слушают музыку);

•если соседи в ночное время (с 22 до 6 часов) поют хором, играют в баскетбол, если под окном орёт сигнализация или происходят танцы и тусовки, вы имеете полное моральное право звонить в милицию: шуметь в это время запрещено столичным законом «об административной ответственности за нарушения покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве».

Кроме того, согласно постановлению «о реализации положений жилищного кодекса российской федерации и правовых актов г. Москвы, регулирующих переустройство, перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах» запрещено проводить шумовые ремонтные работы с 19 до 9 часов утра, в воскресные и праздничные нерабочие дни.

Всем молчать!

Обратим свой взор на офис – то место, где мы проводим большую часть дня. Помимо стандартных источников шума (оргтехника, разговоры) здесь могут иметь место свои подводные камни. Например, отдельная проблема, с точки зрения шумового фона в офисе, – когда в одном помещении работают люди, выполняющие разные функции. Во-первых, разные работы предполагают разный «уровень звука»: если сотрудники должны в соответствии со своими должностными обязанностями постоянно общаться по телефону, очевидно, что те, кто тихо сидит за своим компьютером и вносит туда данные, будет производить меньше шума. Во-вторых, те, чья работа не требует особой сосредоточенности и тишины, могут включать радио на полную мощность и прекрасно при этом работать, но те, чья деятельность требует сосредоточенности, будут этому, разумеется, не рады.

Как быть? Как бороться с шумом в офисе? Конечно, в первую очередь это забота начальства и специалистов по корпоративной культуре – разместить сотрудников так, чтобы никто никому не мешал. Однако далеко не всегда удаётся это сделать. Марина Стеклова, специалист по корпоративной культуре, рассказывает о способах решения такой конфликтной ситуации.

«Корпоративная культура – это прежде всего правила игры, свод неписанных законов, по которым живут и взаимодействуют члены организации. Причём живут добровольно: если ты пришёл в организацию, значит, принял её корпоративную культуру. Стало быть, если принято, что в офисе играет музыка – приспосабливайся или уходи. Дело не в том, что один хочет, а другой – нет, важно, как здесь принято. Если принята музыка – счастье будет на стороне того, кто её любит, а остальные пусть покупают беруши. Если положено, чтобы в офисе было тихо, а некая творческая натура не может творить без музыкального сопровождения, – пусть купит плеер с наушниками. В любом случае человек, работающий в коллективе, вынужден приспосабливать себя к его нормам, потому что норма – это нечто среднее. В противном случае, если его это не устраивает, нужно становиться в позицию творца-одиночки, что подразумевает отсутствие корпоративной культуры и всех вытекающих из неё удобств и неудобств. (Кстати, одно из преимуществ корпоративной культуры – заданные рамки поведения; человеку легче ориентироваться в ситуации, потому что выбор поведения сужен этими рамками.)

Как правило, важнейшей промежуточной задачей корпоративной культуры является создание команды единомышленников из отдельных людей. А когда люди преобразовываются в команду и это становится одной из значимых для них ценностей – вопросы с шумом, взаимными неудобствами (музыка, разговоры) решаются много легче. При этом не следует забывать, что есть общечеловеческие ценности, и они (если лица, определяющие корпоративную культуру в организации – нормальные вменяемые люди) превалируют над ценностями корпоративными, так же как закон преобладает над частным случаем. Это подразумевает вежливость и взаимоуважение, разговор по телефону вполголоса, открывание окон настежь по согласованию с коллегами, включение музыки с разрешения окружающих. То есть надо руководствоваться простыми правилами общежития. Если этого недостаточно (в офисе душно, а за окном шумно), проблема должна решаться на более высоком уровне. Лицо, пользующееся доверием коллектива (либо наделённое соответствующими полномочиями), доводит суть проблемы до сведения начальства и предлагает решение (например, установить кондиционер). Если корпоративная культура предполагает заботу о комфорте рабочих мест, проблема так или иначе будет решена.

Если проблема не имеет очевидного решения и не может быть урегулирована внутренними силами, возможно привлечение внешних сил. Например, нанимается психолог, который может исследовать ситуацию и предложить оригинальное решение».

Важно!

Законодательство предусматривает срок исковой давности по делам об индивидуальных трудовых спорах. Работник, желающий справедливости, должен обратиться в суд строго в течение трёх месяцев с момента, когда он узнал о нарушении своих прав.

Шум в офисе

 

Мнение эксперта - инженера по охране труда.

Шум – это любой неблагоприятно воспринимаемый звук. Он приводит к снижению внимания, увеличению ошибок, замедляет реакцию человека на поступающую информацию (сигналы, команды), угнетает центральную нервную систему, вызывает изменения скорости дыхания и пульса, способствует нарушению обмена веществ,  возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонической болезни. Для определения допустимого уровня шума используется ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ «Шум. Общие требования безопасности». Уровень шума при интеллектуальной работе не должен превышать 50 дБ, а там, где работа мало связана с точностью и сосредоточенностью, уровень звука может достигать 80 дБ. Обычно шум измеряют сотрудники испытательных лабораторий при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда или при проведении мероприятий производственного контроля при помощи шумомеров, анализаторов и пр.

Для уменьшения на 20–25% уровня шума в помещении достаточно установить  мобильные перегородки или настольные экраны, защищающие от прямого воздействия  голосов соседей. Акустические потолки и мягкие стеновые и напольные покрытия ещё более снижают уровень шума.


 

{lang: 'ru'}

7 комментариев: Шумим, братцы, Шумим!

%PAGE_NUMBER%1
  • Алена Чайка говорит:

    Бороться с шумом в офисе всегда необходимо! Спасибо за хорошие советы!

  • светлана говорит:

    я бы тоже сказала ВСЕМ МОЛЧАТЬ!

  • Ирина говорит:

    В условиях мегаполиса привыкаешь к шуму как к сопровождению жизни, а это приводит к неприятным последствиям. Спасибо за рекомендации.

  • Юрий говорит:

    спасибо за познавательную статью

  • Юлия говорит:

    хорошие советы, я люблю в тишине работать!

  • Виталий говорит:

    Если в офисе находится много людей. то шум это неизбежное явление. всевозможные звонки по телефону, переговоры, споры, и многое другое создают профессиональный шум, с которым очень трудно бороться, разве что дать каждому сотруднику отдельный кабинет.

  • Сергей говорит:

    В каждой «синагоге» свой устав.

%PAGE_NUMBER%1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Хочу новые статьи
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Яндекс.Метрика
Анализ интернет сайта
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет