ФЕДЕРАЛЬНЫЙ МРОТ ПОДРОС НА 6,5%
(Комментарий к Федеральному закону от 01.06.2011 N 106-ФЗ)
1 июня 2011 г.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличился на 281 руб. — с 4330 до 4611 руб. . На что же это повлияет?
1. С 1 июня 2011 г. общая сумма начисляемой работнику (полностью отработавшему норму рабочего времени за месяц) зарплаты не может быть ниже 4611 руб. Следовательно, если в вашей организации есть зарплаты меньше нового МРОТ, то их нужно повысить .
2. Если временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком начались 1 июня 2011 г. и позднее, то при исчислении соцстраховских пособий средний заработок за каждый месяц расчетного периода не может быть меньше 4611 руб. .
3. С 1 июня 2011 г. максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам для работников со страховым стажем менее 6 месяцев также повысился до 4611 руб. за календарный месяц .
Если период нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам работников со страховым стажем менее 6 месяцев начался до 1 июня 2011 г. и продолжается после этой даты и им полагается пособие, рассчитанное исходя из МРОТ , то нужно брать размер МРОТ на дату наступления нетрудоспособности или отпуска, то есть 4330 руб. Следовательно, за период после 1 июня 2011 г. им ничего пересчитывать и доплачивать не нужно. Если все же их средний заработок оказался выше 4330 руб. за месяц, то за период после 1 июня 2011 г. пособие им нужно рассчитать исходя из максимального размера — 4611 руб. .
Обратите внимание: если женщина, страховой стаж которой на момент начала отпуска по беременности и родам меньше 6 месяцев, выбрала для расчета пособия по беременности и родам правила 2010 г. и ее средний заработок был больше 4330 руб. в месяц, то переходящее пособие вы выплатили ей до 1 июня 2011 г. из расчета 4330 руб. за календарный месяц. Поэтому за период после 1 июня 2011 г. пособие ей нужно пересчитать с учетом максимума 4611 руб. за календарный месяц и доплатить.
4. Увеличение МРОТ не приведет к увеличению размера страховых взносов за 2011 г. для предпринимателей. Напомним, что размер страховых взносов, которые предприниматели в обязательном порядке уплачивают в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, а в ФСС — в добровольном порядке, рассчитывается исходя из стоимости страхового года, которая напрямую зависит от МРОТ . Но от МРОТ на начало года, за который уплачиваются взносы .
ЭТОТ «ВЕЛИКИЙ» МРОТ…
С 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне повышен до 4611 руб. Интересно то, что соответствующий Закон Президент страны подписал как раз 1 июня, а значит работодатели, которые заработок сотрудников поддерживают на уровне МРОТ, дабы не оказаться на зарплатной комиссии «со всеми вытекающими», должны «проиндексировать» его просто-таки безотлагательно. Однако не стоит забывать, что есть еще МРОТ… региональный.
Вознаграждение за труд не ниже определенного минимального лимита — право каждого, гарантированное Конституцией РФ (п. 3 ст. 37 Конституции). Вполне логично, что порядок установления данной величины прописан в Трудовом кодексе. Так, ст. 133 Кодекса предусматривает, что минимальный размер оплаты труда вводится одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Соответствующий Закон N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» был подписан главой государства, на тот момент Владимиром Путиным, еще 19 июня 2000 г. (далее — Закон N 82-ФЗ).
Вместе с тем поскольку величина МРОТ привязана к прожиточному минимуму, то с течением времени она не может оставаться неизменной. В частности, прожиточный минимум, согласно п. 1 ст. 4 Закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ, определяется правительством ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
В связи с этим то, что минимальный размер оплаты труда постоянно увеличивается, уже практически никого не удивляет. Очередное повышение данной величины предусмотрено Законом от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ. Согласно изменениям, которые он внес в Закон N 82-ФЗ, с 1 июня МРОТ составляет 4611 руб. Впрочем по факту и эта сумма до прожиточного минимума не дотягивает. В связи с этим, как отмечает пресс-служба Минздравсоцразвития, осенью предполагается рассмотреть вопрос о дополнительном увеличении МРОТ в текущем году.
Таким образом, не исключено, что проиндексировать заработную плату работникам, получающим по минимуму, в 2011 г. придется дважды. При этом необходимо помнить, что ниже минимального размера оплаты труда не может быть месячная заработная плата только сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности). Если же выработка меньше, то соразмерно МРОТ может оказаться ниже и вознаграждение.
Впрочем, в большинстве случаев исходить при установлении заработной платы работодателю, представляющему «частный» сектор, необходимо отнюдь не из федерального МРОТ, а из величины минимальной заработной платы в субъекте РФ, где он расположен (ст. 133.1 ТК).
Региональная «минималка»
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса в субъекте Российской Федерации региональным соглашением может быть установлен «местный» размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением тех, что трудятся в организациях, финансируемых за счет федерального бюджета. Определяется нижний предел заработной платы в том или ином субъекте РФ трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Но как бы там ни было, ниже федерального МРОТ данная величина быть не может.
По заключении регионального соглашения его текст подлежит официальному опубликованию с предложением присоединиться к нему тех работодателей, которые не входят в состав трехсторонней комиссии. И это как раз то предложение, от которого, как говорится, не отказываются.
Формально работодателю, конечно, предоставлено соответствующее право. Но для этого в течение 30 календарных дней со дня публикации трехстороннего регионального соглашения необходимо представить в уполномоченный орган мотивированный письменный отказ. В противном случае будет считаться, что компания или предприниматель согласны следовать закрепленным в документе нормам. При этом мотивированный отказ предполагает его сопровождение протоколом консультаций со своим профсоюзом и предложениями по срокам повышения заработка до предусмотренного размера. Иными словами, речь скорее идет о предоставлении отсрочки, чем об отказе подчиниться требованиям регионального соглашения в принципе. Власти также вправе пригласить упорствующего работодателя для отдельной консультации с представителями трехсторонней комиссии. При этом отказаться от участия в такой «беседе» предприниматель не может.
Таким образом, брать за основу при определении величины месячной заработной платы персонала федеральный МРОТ работодатель вправе только при условии, что в субъекте РФ не принято трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате.
Между тем выплата вознаграждения за отработанное время в размере, меньшем, чем это гарантировано государством, является не чем иным, как нарушением законодательства о труде со всеми вытекающими последствиями. Ответственность за таковое предусмотрена ст. 5.27 Кодекса об административных нарушениях. Индивидуальным предпринимателям подобный проступок обойдется штрафом в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. Для юридических лиц за подобные провинности предусмотрено более серьезное наказание — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Однако чтобы соблюсти требование о выплате заработной платы в размере не ниже минимального, прежде всего необходимо знать, что входит в состав МРОТ.
Состав «зарплатного» МРОТ
По общему правилу заработная плата включает в себя несколько составляющих. Исходя из содержания ст. 129 Трудового кодекса таковыми являются:
— вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад);
— компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера за работу во вредных условиях, в районах Крайнего Севера и т.п.);
— стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные подобные выплаты).
При этом ранее ч. 2 ст. 129 Трудового кодекса было прямо предусмотрено, что в величину устанавливаемого федеральным законом МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты работникам. Таким образом, было понятно, что не ниже минималки должен быть именно установленный работнику оклад. Если же помимо этого ему полагаются какие-либо компенсации и надбавки, то таковые следует начислять «сверху». Соответственно, общая сумма выплат по итогам месяца в пользу такого работника должна быть больше МРОТ. Тем самым, в частности, соблюдалось право каждого на оплату труда без дискриминации (п. 3 ст. 37 Конституции).
Однако Законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ ч. 2 ст. 129 Кодекса с 1 сентября 2007 г. была признана утратившей силу. И, как уже упоминалось, теперь ст. 133 ТК гласит, что не ниже МРОТ должна быть вся месячная зарплата. В результате получается, что сам оклад может и не дотягивать до этой величины. Главное, чтобы не меньшая сумма была выплачена по итогам месяца.
Между тем при таком раскладе возможна ситуация, что и те работники, которые имеют право на определенного вида компенсации и надбавки к заработной плате, и те, кому подобные «льготы» не предоставлены, в итоге в конце месяца получают равнозначные суммы.
В частности, и представители Президиума Верховного Суда РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за IV квартал 2009 года, утвержденном Постановлением от 10 марта 2010 г., посчитали, что именно оклад должен соответствовать величине МРОТ, а не конечная сумма выплат по итогам месяца. Так, судьи обратили внимание на тот факт, что определения МРОТ и оклада практически идентичны. Ведь согласно ст. 129 Трудового кодекса тарифные ставки, оклады (должностные оклады) представляют собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени, либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц. При этом устанавливаются таковые без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом и в ст. 133 Трудового кодекса речь, по сути, идет о вознаграждении за отработку нормы рабочего времени в месяц. В связи с этим служители Фемиды пришли к выводу, что компенсационные, стимулирующие, равно как и социальные, выплаты могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем спустя всего каких-то три месяца Верховный Суд РФ эти разъяснения отозвал (Обзор законодательства и судебной практики за I квартал 2010 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 16 июня 2010 г.). Мотивы же такого решения так и остались тайной за семью печатями. Исходя из этого, формально, выплачивая работнику, имеющему право на различные компенсации и надбавки, заработную плату в размере МРОТ работодатель законодательства не нарушает.
Вместе с тем целесообразно учитывать также следующее. По мнению представителей Конституционного Суда РФ, гарантия оплаты труда в размере не ниже минимального не единственное правило, которым должны руководствоваться работодатели при установлении системы оплаты труда. При прочих равных обстоятельствах, подчеркнули они, граждане, имеющие право на льготы, все же должны получать оплату труда в размере, большем, чем те, кто таких прав не имеет. Это следует из системного толкования ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса (Определения КС РФ от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О, от 1 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О).
Для справки
Помимо регулирования вопросов выплаты заработной платы такой показатель, как минимальный размер оплаты труда, применяется и в иных целях. Так, индивидуальные предприниматели на основе этой величины рассчитывают свои обязательства по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (п. 1 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ). Фигурирует она и в порядке расчета пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (п. 6 ст. 7, п. 3 ст. 11 Закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, далее — Закон N 255-ФЗ). В данном случае МРОТ представляет собой, наоборот, максимальную сумму пособия, которая может быть выплачена, если страховой стаж сотрудника на момент наступления страхового случая насчитывает не более 6 месяцев или имеются основания, предусмотренные п. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ.