В помощь кадровику.
Было уже много советов о том, как сотрудникам, да и самому кадровику прийти в себя после праздников. А теперь предлагаю вам практический инструментарий для организации работы по выходу из «отпускного синдрома», неизбежно возникающего после длительного отдыха от работы, а ведь многим хочется, чтобы был праздник каждый день. Это памятки, алгоритмы. Приведу примеры документов.
Памятка 1. Как восстановиться после праздников
1. Накануне выхода на работу (за 2 — 3 дня) постарайтесь придерживаться обычного режима дня, которому следовали до праздников.
2. Не перегружайте организм перееданием, злоупотреблением спиртными напитками, по крайней мере, за 2 — 3 дня до выхода на работу.
3. Посвятите праздники активному отдыху на свежем воздухе — занятиям спортом (лыжи, коньки), прогулкам.
4. Предпримите небольшое путешествие, смените обстановку, но не переусердствуйте, чтобы потом не привыкать к обычному режиму.
5. Принимайте витамины и препараты, повышающие иммунитет.
Памятка 2. Как восстановить работоспособность
1. Накануне новогодних праздников составьте список дел, которые нужно будет выполнить после выхода из каникул (используйте Outlook, запишите на бумаге).
2. Зафиксируйте свой пароль для входа на рабочий компьютер (чтобы потом быстро вспомнить и не отвлекаться).
3. Положите в отдельное место (например, в рабочую сумку) пропуски для входа в офис, чтобы не опоздать.
4. В начале рабочего дня спланируйте, какие задачи выполнять сначала, какие — потом, определите примерное время на их выполнение и возможные трудности.
5. Если работа связана с клиентами:
— до праздников подготовьте список документов, напишите для себя инструкцию;
— после праздников освежите в памяти то, что нужно сделать, используя свои записи.
6. Держите перед глазами памятки, инструкции, которые помогают вам выполнять свою работу.
7. До начала работы (выхода в операционный зал, где вы контактируете с клиентами) вспомните, что и в какой последовательности нужно делать. При необходимости обратитесь за помощью к наставнику.
Блицопрос кадровиков. Вопрос: как вы готовите персонал к работе после праздников?
Валентина Н., менеджер: «Никак не готовим. Наши работники сами понимают, что работа есть работа и надо выполнять ее тщательно. За то и получают зарплату!»
Олег В., руководитель отдела: «До ухода на новогодние праздники всегда даю наставления сотрудникам много не есть и не пить, а также хорошенько выспаться».
Антон С., мастер участка: «Заставил всех своих подчиненных написать заранее заявление на увольнение. Если прогуляют работу, придут нетрезвыми, то заявлению будет дан ход. Люди дорожат работой и сами справляются со своими проблемами».
Наталья С., директор по персоналу: «Мы никак не готовим персонал к выходу на работу после праздников. У нас работают интеллигентные люди, ведущие здоровый образ жизни. В подобных наставлениях они не нуждаются».
Памятка 3. Что делать, если сотрудник не вышел на работу
1. Выяснить причину отсутствия (по болезни, из-за прогула): позвонить по месту жительства, на мобильный телефон.
2. Составить акт об отсутствии работника на рабочем месте за подписью свидетелей.
3. По выходу сотрудника на работу выяснить причину его отсутствия на рабочем месте, запросить объяснительную записку.
4. Принять дисциплинарные методы: объявить выговор, уволить за прогул, лишить премии (в соответствии с правилами, утвержденными в организации).
Общий алгоритм действий кадровика перед лицом проблемы «отпускного синдрома» такой:
Первый этап — профилактический. Заранее готовить персонал, обучая способам повышения работоспособности и поддержания здоровья. Для этого рассылать памятки, проводить беседы, консультировать, рассказывать о собственном опыте. Прививать здоровые привычки. Организовывать коллективные оздоровительные мероприятия.
Второй этап — предупредительный. Информировать персонал о последствиях снижения работоспособности (снижение дохода по причине лишения премии, поводы для дисциплинарных взысканий и увольнений). Предлагать пути выхода, спрашивать у самих сотрудников, как они борются с подобной проблемой.
Третий этап — деятельностный. Поддерживать персонал в работоспособном состоянии после выхода на работу (моральная поддержка, проведение организационных тренингов накануне начала рабочего дня), не забывая напоминать что не может быть праздник каждый день. Организовать инструктажи по аутотренировке до работы с целью повышения работоспособности.
Памятка 4. Как спланировать рабочий день с помощью программы Outlook
Для планирования используйте функцию «Заметки» (электронный эквивалент клейких блоков для записей) или создайте событие в календаре.
Как создать заметку:
1. Выберите меню «Файл», в нем найдите клавишу «Создать», а затем кнопку «Заметка».
2. Наберите текст.
3. Сохраните заметку (команда «Сохранить как»).
Как создать событие в календаре:
1. Добавьте запись в календарь Outlook (выберите время и введите сведения).
2. Установите для напоминания о встречах и событиях звуковые сигналы или сообщения.
Подойдите ответственно к решению проблемы «выхода из праздников». Используйте все возможные ресурсы организации, постарайтесь сделать жизнь ваших сотрудников в офисе комфортной. При таком подходе проблемы мотивации и лояльности персонала не возникнет.