8 февраля 2011 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял Постановление N 12101/10, в котором высказал важную правовую позицию по применению законодательства о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Данный документ обострил сложившуюся ситуацию, при которой судебная практика если не выходит за рамки действующего законодательства, то исходит из его расширенного толкования.
В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Процедура государственной регистрации ИП (индивидуального предпринимателя) предусмотрена Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ). Этим Законом, в частности, предусмотрен перечень документов, необходимых для регистрации, срок регистрации, а также некоторые особенности процедуры регистрации.
Среди прочего Федеральным законом N 129-ФЗ предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации. В соответствии со ст. 23 Закона физическому лицу может быть отказано в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в следующих случаях:
а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
г) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации;
д) если поданы документы на государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, но не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
Из приведенного перечня наиболее распространенным основанием для отказа в государственной регистрации индивидуальных предпринимателей является непредставление необходимых для государственной регистрации документов.
Наиболее очевидным примером отказа в государственной регистрации по этому основанию является фактическое непредставление физическим лицом — заявителем документов, предусмотренных законом (например, заявления о государственной регистрации, документа об уплате государственной пошлины, копии паспорта и т.п.). Более сложная ситуация возникает в случае, когда заявитель представил предусмотренные в законе документы, но или не указал в них какие-либо сведения, или указал сведения, не соответствующие действительности.
Имеющаяся судебная практика по этим вопросам до недавнего времени была крайне противоречива.
Содержание должно быть приведено в соответствие с формой
Что касается ситуации, когда заявитель не указывает в документах всех необходимых сведений, то в качестве примера можно привести Постановление ФАС Московского округа от 19.01.2005 N КГ-А40/12594-04. Судом исследовалась ситуация, когда заявитель — учредитель общества с ограниченной ответственностью обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации. Налоговый орган при принятии такого решения руководствовался тем, что при подаче заявления на государственную регистрацию заявитель не представил сведения о видах экономической деятельности, что понималось как непредставление заявления. Суд, опираясь на пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, а также на расписку в получении всех документов от заявителя, выданную налоговым органом, пришел к выводу, что в связи с представлением всех необходимых документов решение об отказе в государственной регистрации неправомерно.
———————————
Поскольку к рассматриваемому основанию для отказа в государственной регистрации законодательство определяет одинаковый подход как в отношении индивидуальных предпринимателей, так и в отношении юридических лиц, примеры судебной практики в статье будут приводиться с участием как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.
В то же время по рассматриваемому вопросу большинство судов придерживается противоположной позиции. Например, в Постановлении от 09.12.2010 N КГ-А40/14693-10 по делу N А40-10913/10-17-91 ФАС Московского округа оценивал ситуацию, при которой заявитель подал в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в реестр, в котором не была указана дата присвоения ОГРН. Налоговый орган отказал в государственной регистрации ИП, сославшись на то, что заявитель ненадлежаще оформил заявление о государственной регистрации. Суды всех инстанций поддержали налоговый орган, подчеркнув, что «представление документа, который не содержит всех необходимых сведений, должно приравниваться к его непредставлению». Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях ФАС Уральского округа от 03.08.2010 N Ф09-4827/10-С2 по делу N А47-9956/2009, ФАС Поволжского округа от 27.01.2009 по делу N А55-10527/2008, Решении Арбитражного суда Московской области от 21.10.2009 по делу N А41-12327/09 и др.
Представляется, что вторая из высказанных позиций в наибольшей степени соответствует действующему законодательству. В силу того, что формы большинства документов, необходимых для государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, определены нормативно, заявители должны строго их придерживаться. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19.07.2002 N 439 форма заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя предполагает заполнение нескольких граф. Следовательно, неуказание в какой-либо из граф соответствующих сведений должно повлечь признание такого документа непредставленным, поскольку он не соответствует предусмотренной форме. В силу того, что любой документ — это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве, обязательным его признаком является формальная определенность, без которой он превращается в обыкновенную бумагу, не имеющую юридической силы.
———————————
Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
Исходя из этого формулировку Закона «непредставление… необходимых для государственной регистрации документов», на наш взгляд, следует толковать расширительно и понимать под ней также ненадлежащее оформление таких документов (представление их в незаполненном или в не полностью заполненном виде). За такое нарушение в форме бездействия регистрирующий орган обязан отказать в регистрации.
Однако применение этой позиции требует от регистрирующего органа разумного подхода, при котором бы интересы заявителей максимально соблюдались. Показательным в данном отношении является Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-11853/2010. В нем суды оценивали законность решения налогового органа об отказе в государственной регистрации, принятого в связи с тем, что в заявлении о регистрации в пустых графах отсутствовали прочерки. Суд первой инстанции согласился с мнением налогового органа, отметив, что заявитель, не проставив в пустых графах прочерки, не представил надлежаще заполненное заявление по утвержденной форме. Суды апелляционной и кассационной инстанций с такой трактовкой законодательства не согласились, подчеркнув, что «непроставление прочерков в тексте заявления не свидетельствует об отсутствии такого документа либо недостоверности заявленных в нем сведений… данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в государственной регистрации».
С регистрирующим органом нужно быть честным до конца
Немало споров вызывает и ситуация, когда заявители указывают в представленных на государственную регистрацию документах недостоверные сведения.
Данные споры обусловлены тем, что согласно п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе проверять на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам содержащиеся в представленных на регистрацию документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Иными словами, Законом сформулировано общее правило о том, что регистрирующий орган не должен проверять представленные на регистрацию документы на предмет их соответствия действующему законодательству. Исключение составляют лишь случаи, прямо предусмотренные законом (например, связанные с правом регистрирующего органа проверять полномочия заявителя на подписание заявления о государственной регистрации).
Однако такое положение с момента принятия Закона N 129-ФЗ подвергалось в юридической литературе жесткой критике, и прежде всего потому, что заложенный в нем подход позволяет осуществлять государственную регистрацию и вносить в государственные реестры недостоверные сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах .
———————————
Об этом см., напр., Концепцию развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
Учитывая такие негативные последствия, административная практика регистрирующих органов пошла по пути, несколько отличному от того, который предписывается нормами Закона N 129-ФЗ. Регистрирующие органы все равно продолжают проверять представляемые на регистрацию документы и в случае выявления в них нарушений отказывают в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых документов. Судебная практика часто поддерживает такой подход.
Для наглядности можно обратиться к следующим судебным делам.
ФАС Уральского округа, как следует из Постановления от 27.12.2010 N Ф09-10100/10-С4 по делу N А47-4931/2010, рассматривал заявление индивидуального предпринимателя о признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Оспариваемое решение принято ввиду того, что индивидуальный предприниматель неверно заполнил заявление о государственной регистрации, поскольку неправильно указал в нем дату государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Суды трех инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, подтвердив законность решения налогового органа.
В других судебных актах прослеживается подобная позиция. Например, из Постановления ФАС Центрального округа от 17.06.2010 по делу N А09-904/2010 следует, что, поскольку в заявлении о государственной регистрации заявитель подтверждает достоверность вносимых в него сведений, выявление регистрирующим органом недостоверных сведений фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что влечет отказ в государственной регистрации. Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 по делу N А33-11097/2009 и ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.2008 N Ф04-4119/2008(7667-А46-26) по делу N А46-11203/2007.
Позиция ВАС РФ
К разрешению этой спорной ситуации недавно обратился Высший Арбитражный Суд РФ. На рассмотрение в порядке надзора было передано дело о признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации, принятого в связи с непредставлением заявления о государственной регистрации. Решение налогового органа мотивировано тем, что представленное предпринимателем заявление составлено с нарушением норм законодательства, поскольку в нем неверно указан код по ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности).
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что заявление содержит недостоверные сведения, в связи с чем оно считается не представленным в регистрирующий орган (см. Постановление ФАС Уральского округа от 12.05.2010 N Ф09-3300/10-С4 по делу N А60-43906/2009-С10).
Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматривавшие заявление о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, передали дело на рассмотрение в Президиум ВАС РФ, посчитав, что выводы нижестоящих судов являются ошибочными. По мнению «тройки» судей, отраженному в Определении ВАС РФ от 13.11.2010 N ВАС-12101/10, действия государственных и муниципальных органов должны быть направлены на обеспечение достижения гражданами и юридическими лицами того законного юридического результата, за которым они обращаются к данным органам. В связи с этим государственный или муниципальный орган, обнаружив явную ошибку (опечатку), допущенную при оформлении документов, обязан самостоятельно устранить ее, а при наличии сомнений обратиться за уточнением к заявителю, если в соответствии с законом не установлена иная процедура обеспечения прав заявителей. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, равно как любой другой государственный или муниципальный орган или должностное лицо, должен содействовать, а не препятствовать в реализации гражданами и юридическими лицами своих прав, в том числе и права на предпринимательскую деятельность. Следовательно, рамки административной процедуры регистрации индивидуальных предпринимателей, установленные Законом N 129-ФЗ с учетом непосредственного действия прав и свобод человека, не должны исключать помощь должностных лиц регистрирующего органа лицу, обратившемуся к нему с соответствующим заявлением о государственной регистрации. С учетом изложенного судьи ВАС РФ посчитали, что в случае выявления регистрирующим органом ошибок в представленных на регистрацию документах он должен не отказывать в государственной регистрации, а известить об этом заявителя для того, чтобы тот внес соответствующие исправления.
Однако подобная «гуманистическая» направленность Президиумом ВАС РФ не была одобрена. Постановлением от 08.02.2011 N 12101/10 суд надзорной инстанции оставил обжалуемые судебные акты без изменений, а надзорную жалобу без удовлетворения. При этом суд занял формальную позицию, согласно которой действующим законодательством на регистрирующий орган не возложена обязанность по извещению лица, обратившегося за регистрацией, о выявленных противоречиях, недостатках в поданных на регистрацию документах. Поскольку в заявлении о государственной регистрации неверно указан код по ОКВЭД, Президиум ВАС РФ согласился с тем, что данное заявление содержит недостоверные сведения и считается не представленным в регистрирующий орган.
Оценивая некоторые перспективы использования указанной правовой позиции Президиума ВАС РФ, следует отметить, что, с одной стороны, она привнесла некоторую определенность в правоприменительный процесс. С момента ее появления и регистрирующие органы, и суды, и физические лица, желающие заняться предпринимательской деятельностью, получили официальное подтверждение того, что указание в представленных на государственную регистрацию документах недостоверных сведений однозначно влечет отказ в государственной регистрации. Но, с другой стороны, рассмотренное Постановление Президиума ВАС РФ обострило проблему соответствия фактически складывающихся отношений и тех норм, которые закреплены на законодательном уровне.