ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ — часть 3
(продолжение)
Особого внимания заслуживают дела, связанные с защитой интересов бывших военнослужащих в части повышения размера пенсионных выплат в связи с увеличением размера должностных окладов действующих военнослужащих. Обращения в суды с подобными требованиями носят, как правило, массовый характер, и здесь разъяснения Верховного Суда РФ приобретают особое значение.
Пример. Д. обратился в суд с иском к военному комиссариату Рязанской области о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации за период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г. и компенсации морального вреда, сославшись на то, что с 1 января 1995 г. военнослужащим увеличены должностные оклады на 25%, однако пенсия ему была пересчитана только с 1 марта 1998 г.
Решением Советского районного суда г. Рязани от 15 мая 2002 г. (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Рязанского областного суда 26 июня 2002 г. и президиумом Рязанского областного суда 20 апреля 2004 г.) в иске отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 19 октября 2004 г. решение суда, определение судебной коллегии и определение президиума отменила, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим причинам.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел» министру обороны Российской Федерации предоставлялось право устанавливать военнослужащим оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Во исполнение указанного Постановления министр обороны Российской Федерации издал Приказ от 10.01.1995 N 20 о выплате с 1 января 1995 г. военнослужащим окладов с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что данный Приказ признан Решением Верховного Суда РФ от 22.08.1997 N ГКПИ97-319 незаконным со дня издания, поскольку он не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не был опубликован для всеобщего сведения.
Однако с этими выводами Верховный Суд РФ не согласился. Д. утверждал, что названный Приказ министра обороны Российской Федерации действительно признан незаконным, но фактическое увеличение денежного довольствия военнослужащих с 1 января 1995 г. имело место, что в силу закона является основанием для увеличения размера пенсий. Иное противоречило бы равенству всех перед законом. Данные доводы заслуживают внимания.
Как установлено в п. «б» ч. 1 ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» ( Ведомости СНД и ВС РФ. 04.03.1993. N 9. Ст. 393) (с последующими изменениями и дополнениями), пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
В соответствии с пп. «а» п. 9 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 04.10.1993. N 40. Ст. 3753) (в последующих редакциях) в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, уволенным с военной службы военнослужащим включается, в частности, оклад по последней штатной должности. В связи с этим в судебном заседании, по мнению суда надзорной инстанции, требовалось выяснить, был ли увеличен в связи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 N 1349 оклад на 25 процентов военнослужащему по должности, которую занимал перед увольнением со службы Д. и оклад по которой был учтен при исчислении ему пенсии. При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты были отменены (Определение Верховного Суда РФ от 19.10.2004 N 6-В04-14 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 5. С. 11).
Подводя итоги анализа судебной практики рассмотрения споров о защите трудовых прав военнослужащих, следует подчеркнуть особую проблематичность многих аспектов законодательства о статусе граждан, проходящих военную службу по контракту. В результате применение одних и тех же нормативных актов различными судебными инстанциями осуществляется по-разному. По мнению автора, данные проблемы ведут и к большому количеству возникающих противоречий и в досудебной реализации законом о правах в области трудовых отношений военнослужащих. В связи с этим данная отрасль законодательства нуждается в существенной переработке и консолидации в целях снятия имеющихся противоречий.
Источник — журнал «Вопросы трудового права».
Автор — А.Феофилактов, начальник юридического отдела Владимирского государственного университета.