Сотрудницы с 1 января 2013 г. больше не смогут выбирать способ расчета «декретных» и ежемесячных пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет. Однако это далеко не все нововведения, которые касаются порядка расчета и выплаты «детских» пособий в 2013 году. В частности, под занавес минувшего года законодатели изменили правила расчета среднего заработка. Новшества также коснулись случаев, когда пособия по социальному страхованию выплачиваются застрахованным напрямую из ФСС. Об этих и других нововведениях и пойдет речь в данной статье.
С окончанием 2012 г. завершился и переходный период, предусмотренный в отношении порядка исчисления и назначения пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Как напоминают представители Фонда социального страхования РФ в Письме от 11 января 2013 г. N 15-03-18/12-169, п. 2 ст. 3 Закона от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ к страховым случаям, предполагающим выплату указанных пособий, которые наступили с 1 января 2013 г., не применяются. Это означает, что способ расчета суммы соответствующих выплат — действовавший до 1 января 2011 г. или текущий — сотрудницы, собирающиеся в декрет или в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, выбирать больше не вправе. Впрочем, это было предусмотрено еще при введении переходного периода и новостью не является. Но что касается действующего порядка расчета величины «декретных» с 1 января 2013 г., то здесь есть значительные новые вводные.
Количество дней в расчетном периоде
Как и было запланировано, по окончании переходного периода (с 1 января 2011 по 31 декабря 2012 г.) в качестве расчетного периода для определения среднего заработка застрахованного в целях расчета «детских» пособий, как и пособия по временной нетрудоспособности, следует принимать два календарных года, предшествующие году наступления страхового случая. Но если при оплате больничного начисленную за расчетный период заработную плату для определения среднедневного заработка нужно делить на фиксированное число 730, то в данном случае в качестве знаменателя должно выступать количество календарных дней в этом периоде. При этом из числа последних исключаются дни временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или ухода за ребенком, а также иные периоды освобождения сотрудников от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, на которую не начисляются взносы в ФСС. Первоначально также предполагалось, что исключению из расчета среднедневного заработка застрахованного для исчисления сумм пособий по беременности родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет будут подлежать также дни для ухода за детьми-инвалидами.
Напомним, что ст. 262 Трудового кодекса предусмотрено, что по письменному заявлению одного из родителей (опекуна, попечителя) для ухода за детьми-инвалидами работодатель обязан не только предоставить ему четыре дополнительных выходных дня в месяц, но и оплатить их в размере среднего заработка. Соответствующие суммы подлежат возмещению работодателю через ФСС (зачету в счет страховых взносов в соцстрах) за счет средств федерального бюджета (п. 17 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ; Письмо ФСС РФ от 5 мая 2010 г. N 02-02-01/08-2082; таблица 2 расчета 4-ФСС, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12 марта 2012 г. N 216н). Но несмотря на это, поскольку подобные выплаты производятся в рамках трудовых отношений, еще в Письме от 15 марта 2011 г. N 784-19 эксперты Минздравсоцразвития России отнесли их к объекту обложения страховыми взносами. Следовательно, они учитываются при исчислении среднего заработка, а значит, и дни, за которые они выплачены, не должны исключаться из расчетного периода.
«Под занавес» уходящего года законодатели все же успели внести соответствующие корректировки в Закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ. Они предусмотрены Законом от 29 декабря 2012 г. N 276-ФЗ, опубликованном 30 декабря 2012 г. на официальном интернет-портале правовой информации и с этого момента вступившим в силу. Но включение дней ухода за детьми-инвалидами в расчет среднего заработка — далеко не единственное предусмотренное им нововведение.
Предельный размер среднего заработка
В ряде случаев указанный порядок расчета среднего заработка может привести к тому, что сумма пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком может достигнуть более чем внушительных размеров, а потому открывает и широкие возможности для злоупотребления. Проиллюстрируем это на примере.
Пример 1. Сотрудница организации в 2013 г. уходит в декрет. Расчетный период — 1 января 2011 г. — 31 декабря 2012 г. При этом с 1 января 2011 г. по 30 ноября 2012 г. она находилась в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им трех лет. Таким образом, число календарных дней в расчетном периоде, учитываемых при исчислении среднего заработка, составляет 31 день.
В 2011 г. сотруднице была начислена премия по итогам работы за 2010 г. в размере 75 000 руб., а также материальная помощь в связи с рождением ребенка в размере 100 000 руб.¹. Заработная плата работницы за декабрь 2012 г. составила 25 000 руб.
———————————
¹ Не облагается страховыми взносами в пределах 50 000 руб. (пп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).
Сумма среднедневного заработка работницы будет равна:
(75 000 руб. + 50 000 руб. + 25 000 руб.) : 31 дн. = 4838,71 руб.
Сумма пособия по беременности и родам составит:
4838,71 руб. x 140 дн. = 677 419,40 руб.
Сумма последующего ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет будет равна:
4838,71 руб. x 0,4 x 30,4 = 58 838,71 руб.
Однако опять же Законом N 276-ФЗ законодатели все же успели залатать потенциальную «брешь» в бюджете ФСС. В ст. 14 Закона N 255-ФЗ данным законодательным актом внесены изменения, которые устанавливают предельную величину среднего дневного заработка для исчисления пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Его величина не может превышать частного от деления суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в соцстрах, установленных на два календарных года, приходящихся на расчетный период. Таким образом, как иллюстрируют представители Фонда социального страхования РФ в Письме от 11 января 2013 г. N 15-03-18/12-169, предельный размер среднего дневного заработка для исчисления «детских» пособий по страховым случаям, наступившим в 2013 г., составляет 1335,62 руб. ((463 000,00 + 512 000,00) : 730).
Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, но будем учитывать введение предельного величины среднего заработка для исчисления пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Поскольку рассчитанный среднедневной заработок сотрудницы ее превышает, суммы причитающихся ей пособий должны быть рассчитаны следующим образом:
Сумма пособия по беременности и родам составит:
1335,62 руб. x 140 дн. = 186 986,80 руб.
Сумма последующего ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет будет равна:
1335,62 руб. x 0,4 x 30,4 = 16 241,14 руб.
К сведению! Предельная база для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды в 2011 г. составляла 463 000 руб., в 2012 г. — 512 000 руб. (Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 933 и от 24 ноября 2011 г. N 974 соответственно).
Справка о среднем заработке
Как уже упоминалось, теперь для определения суммы пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком бухгалтеру необходимо знать не только сумму его заработка за расчетный период, но и какое число календарных дней в нем приходится на исключаемые из расчета среднего заработка периоды. В связи с этим Законом N 276-ФЗ расширен также перечень сведений, отражаемых в справке, которая подлежит выдаче работодателем сотруднику в день увольнения или по его письменному заявлению согласно пп. 3 п. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ. Помимо непосредственно суммы заработка за два календарных года, предшествующие году прекращения работы или обращения за справкой, а также за текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, в ней теперь должны указываться и дни, исключаемые из расчетного периода. Правда, при этом не уточняется, подлежат ли они отражению с разбивкой на соответствующие периоды или указывается лишь общее их число. Если обратиться к проекту новой формы справки, размещенной на официальном сайте Минздравсоцразвития еще в марте 2012 г., то речь идет об общем количестве исключаемых дней за каждый год. Однако будет ли претворен в жизнь именно этот проект, сказать трудно.
Если работодатель платит взносы по нулевому тарифу
Для отдельных категорий плательщиков страховых взносов на обязательные виды страхования ставка платежей в ФСС составляет 0 процентов. Среди прочего в 2013 г. такой тариф предусмотрен (ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):
— для «упрощенцев», занимающихся льготными видами деятельности;
— аптечных организаций и ИП, имеющих соответствующую лицензию, в отношении выплат в пользу физлиц, производимых непосредственно в связи с ведением фармацевтической деятельности;
— предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, за исключением тех, кто занимается сдачей собственной недвижимости в аренду, розничной торговлей и оказанием услуг общепита.
Таким образом, фактически данные категории страхователей взносы в соцстрах не начисляют и не уплачивают. Между тем по общему правилу в среднем заработке учитываются выплаты, на которые начислены платежи в ФСС (ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). В связи с этим для указанных льготных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрена специальная норма. Согласно ч. 2.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в редакции Закона N 276-ФЗ они должны рассчитывать средний заработок сотрудников исходя из выплат и вознаграждений, которые включаются в базу для начисления взносов в ФСС. При этом средний заработок за определенный год не может превышать предельной величины базы за этот же год (новая ч. 2.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Кроме того, не начисляя платежи в соцстрах, рассматриваемые категории страхователей не могут и уменьшить их сумму на расходы по выплате страхового обеспечения. Поэтому в новой редакции Закона N 255-ФЗ закреплено также, что за возмещением выплаченных пособий (за исключением пособий за первые три дня болезни работника) им необходимо обращаться непосредственно в территориальный орган ФСС. Необходимые средства выдаются на основании заявления и других документов (ч. 3 — 6 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Если работодатель не выплачивает пособие
Помимо всего прочего, Законом N 276-ФЗ расширен перечень случаев, при которых назначение и выплата детских пособий в 2013 году работникам производятся непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования. В него включена ситуация, когда нет возможности установить местонахождение страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание. Но для получения пособия в ФСС на этом основании сотруднику необходимо иметь на руках вступившее в законную силу решение суда, в том числе до вступления в силу Закона N 276-ФЗ, но до сих пор неисполненное, об установлении факта невыплаты ему пособия таким страхователем. Если впоследствии работодатель все же выплатит пособие, то зачесть его в счет уплаты страховых взносов в ФСС он уже не сможет.
Источник — «Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2013, N 3