Кто не сможет сделать карьеру?

Мотивы и стремления у всех людей разные. Один спит и видит себя начальником, другой размышляет, стоит или нет попросить о новом назначении. А есть и такие, кто вообще не задумывается о карьере и просто наслаждается возможностью работать. Хорошее понимание себя и своих способностей, мотивов — залог успеха при построении карьеры. Давайте выяснять, кто вы — амбициозный карьерист или вечный специалист, и как в том и другом случае (если есть такая потребность) получить продвижение по службе.

Что есть карьера?

Под карьерой понимают результат целенаправленного поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным и профессиональным ростом. Целенаправленное поведение означает, что у человека есть определенная личностная позиция (он четко понимает, какую карьеру он хочет сделать, к какой должности стремится и почему ему это нужно), которую он претворяет в жизнь (заводит связи, совершенствует свое мастерство в избранной профессии, активно себя ведет на работе, демонстрирует высокие показатели). Есть варианты поведения, которые не приведут к желаемому результату — карьерному росту. Рассмотрим их.

Вариант 1

Работник желает сделать карьеру, но ничего не предпринимает, чтобы желаемое стало действительным. Он просто мечтает — представляет себя начальником, может даже вести себя соответствующим образом. Это иллюзия, которая поначалу, возможно, будет забавлять окружающих, а потом просто надоест.

Пример 1. Галина сменила профессию, некоторое время поработала по новой специальности и решила, что знает уже достаточно, чтобы получить продвижение по карьерной лестнице (она хочет стать заместителем начальника). Ее руководитель считает, что полученных знаний и профессиональных навыков еще не достаточно даже для того, чтобы стать ведущим специалистом, не говоря уже о должности его заместителя. Тем не менее у руководителя есть заинтересованность в Галине как в потенциально хорошем специалисте и, возможно, по прошествии какого-то времени, — даже в его заместителе.

Галина — человек амбициозный и, видя подобный интерес к своей персоне, интерпретировала его по-своему и стала считать себя заместителем (полагая, что запись в трудовой книжке о том, что она скоро им станет, появится в ближайшем будущем). Это вызвало недовольство окружающих ее коллег, которые по-прежнему считали Галину простым специалистом.

Вариант 2

Работник желает сделать карьеру, но не имеет к тому талантов. Здесь возможны два пути развития событий. Первый — работник сделает карьеру, если найдет в себе механизм компенсации своих недостатков, который будет отвечать потребностям работодателя. Второй путь — работник никогда не сделает карьеру, так как не имеет никаких способностей или талантов, которые он мог бы продемонстрировать работодателю. Эти два пути показывают, что все зависит от желания сделать карьеру и от мотивов, которыми при этом руководствуется работник.

Пример 2. Дмитрий, как и Галина, тоже полон амбиций. Но, в отличие от нее, он не проявил себя сотрудником с каким бы то ни было потенциалом. Просто хороший специалист, ответственный, исполнительный, даже инициативный, но он боится принимать на себя ответственность и по любому вопросу обращается к начальству за разъяснениями. Кроме того, Дмитрий показал себя негибким человеком, не способным понять и быстро среагировать на меняющуюся ситуацию, пару раз «подставив» своих коллег. Несмотря на это, он тоже изъявил желание стать заместителем начальника, вызвав удивление и недоумение у руководителя, который вынужден был несколько раз «разруливать» ситуации, возникшие по вине молодого карьериста.

В следующей главе вы узнаете, что делать в описанных выше ситуациях. Отметим, что представленные варианты — обобщение того, что может произойти в действительности. Конечно же, есть много вариаций «на тему».

Рожденный ползать летать не может?

Для того чтобы понять, как человек делает карьеру, что ему может помешать, давайте выясним, что же обычно делает сотрудник, если он чувствует, что сможет сделать карьеру, и желает ее, стремится к ней.

Во-первых, ставит себе цель добиться повышения и планирует свое продвижение по карьерной лестнице. Например, в какую компанию на работу ему необходимо попасть, чтобы это благоприятно сказалось на его дальнейшей трудовой биографии. Обычно такой человек выбирает крупные холдинги с известными всем названиями. Далее, определив для себя круг компаний, анализирует, что ему нужно для того, чтобы попасть в такую компанию, то есть какими профессиональными знаниями, умениями и навыками он должен обладать. Определяет пути саморазвития: где нужно получить образование и каким оно должно быть, какие курсы посетить и др. Но это еще не все!

Во-вторых, ориентированный на карьеру человек заводит полезные связи с теми, кто поможет ему «кардинальным» образом изменить свою трудовую биографию в нужную сторону. А для этого ходит на конференции, знакомится с коллегами «по цеху», известными людьми, задает вопросы, вступает в профессиональные сообщества и т.п. В общем, продвигает свой личный бренд на рынке труда, становится известным. На это потребуется много времени и сил, а главное — придется от многого отказаться, например, от желания пожалеть себя, когда плохо, от потребности иногда быть искренним и т.п.

В-третьих, совершенствует свои профессиональные навыки и добивается значимых результатов в работе. Ведь учеба и связи — это одно, и совсем другое, когда ты добиваешься ощутимых результатов, приводящих компанию к успеху. Это уже большая заявка на карьерное продвижение, на признание в профессиональной среде.

Конечно, есть еще и момент удачи, когда как будто сама жизнь помогает — посылает полезные знакомства, встречи и т.п.

Вернемся к нашим примерам и разберем, что сотрудники делали не так и есть ли у них шанс все-таки сделать карьеру. Итак, Галина. У нее хорошие шансы, ведь она возбудила интерес работодателя к себе как к перспективному сотруднику. Но она мечтательница и пока не сделала ничего такого, что выделило бы ее из массы подобных.

Что нужно сделать Галине? Для начала — заявить о своих карьерных амбициях и показать, от чего она готова отказаться ради достижения своей цели. Обычно начинающие карьеристы занимают невысокие позиции с небольшой оплатой труда. Если продвигаются в своей компании, то часто бывает так, что более высокую должность получают, но у работодателя появляется соблазн использовать карьерные амбиции сотрудника (его мотиватор) с целью экономии на заработной плате. Адекватное повышение зарплаты и высокую должность карьерист получает в другой компании, если задастся такой целью. Галина, показав своему работодателю, что готова на незначительные уступки по уровню дохода, возможно, получит желаемую должность (при адекватных ей профессиональных навыках) гораздо быстрее. А еще сотруднице надо наладить общение с коллегами, найти среди них союзников. Иначе ее воспримут в штыки, когда она все-таки станет заместителем. Галине можно посоветовать обратиться к карьерному консультанту, который даст более детальные рекомендации о том, как себя вести, что говорить и делать для продвижения по карьерной лестнице. Такой комплексный подход обязательно даст результат.

А теперь что касается Дмитрия. Ему просто необходимо отыскать какой-то компенсационный механизм, то есть такие качества, которые будут привлекательны работодателю. Например, умение вдохновлять людей на трудовые подвиги или хорошее знание человеческой психологии, в частности, понимание того, как манипулировать, управлять людьми, используя их слабости и т.п. Этому сотруднику стоит в первую очередь побеседовать с карьерным консультантом и социальным психологом. Глобальная задача — высветить свои яркие стороны и скрыть недостатки, составить красивое резюме, научиться управлять своими эмоциями, проявлять энтузиазм, когда это будет способствовать достижению цели, и еще много такого, что может даже противоречить ценностям. В общем, работы непочатый край, а потому нужно подумать, стоит ли игра свеч?

Рекомендации

Что же делать тем, кто узнает себя в представленных героях? Самое главное, и об этом всегда спрашивают рекрутеры, что вы действительно хотите и к чему стремитесь? Как это выяснить?

Способ 1

Вопрос о карьере пересекается с самопознанием, определением своей цели в жизни, можно сказать, миссии. Например, вы — кадровик, хороший специалист, самостоятельно овладевший профессией, много лет проработавший на одном месте. Или, наоборот, начинающий инспектор по кадрам, только вставший на путь профессионального самоопределения. Подумайте о том, к чему вы стремитесь, что желаете больше всего.

Напишите на бумаге, а потом проранжируйте ваши стремления, то есть расположите по приоритетности. Скажем, для одного человека это будут семья, дети, дом, друзья, работа и т.п. Для другого — карьера, признание, успех, деньги, слава и др. В первом случае карьера для работника не цель. Возможно, у него будет постепенное повышение, но несущественное, т.е. нецентростремительная карьера в ряды топ-менеджеров. Во втором случае есть шанс существенного продвижения при условии, что сотрудник прилагает конкретные усилия для этого и достигает ощутимых результатов.

Мнение. Анна Васильева, ведущий специалист по подбору персонала крупной компании:

«Я влюбилась в свою профессию еще во времена студенчества. Тогда подрабатывала ассистентом рекрутера в одной крупной компании. Я поняла, что это мое и я хочу стать большим профессионалом в сфере управления персоналом, в частности, подбора сотрудников. Даже добилась определенных результатов! Осознаю, что если в моей компании не будет возможности карьерного достижения, то мне придется идти туда, где смогу добиться своей цели. Я готова к этому».

Способ 2

Если первый способ не помог вам определиться с приоритетами и целями, а вопрос карьеры все равно вас мучает, обратитесь к специалистам. Скорее всего, вам предложат психологическое тестирование, глубинное интервью. Соглашайтесь, ведь это поможет вам понять, что же вы хотите на самом деле и как этого добиться. Более того, вам предложат варианты развития событий, подскажут, как нужно действовать. И если вы чувствуете в себе силы, то все обязательно получится!

Какие услуги предлагают консультанты по управлению персоналом тем, кто хочет добиться карьерного роста

Наименование услуги Стоимость (на примере столичного региона)
Карьерное консультирование От 70 000 руб. за полный курс
Психологическое тестирование + консультация в кадровом агентстве От 3000 руб.
Разовая консультация у признанного эксперта в области карьерного консультирования От 8000 руб. за час

Способ 3

Если нет денег на специалистов и вы не можете самостоятельно разобраться, поговорите с родными и близкими. Расскажите о своих страхах и опасениях, поделитесь планами, попросите поддержки. Это один из самых лучших способов решить мучающую вас проблему. А еще ваша семья — это самые лучшие советчики и союзники, которые дадут самый хороший совет.

Что мешает карьере?

В завершение статьи давайте поговорим о том, что будет препятствовать вашему карьерному росту. Такая информация — также один из способов самоопределения и реальный инструмент, помогающий осознать свои недостатки и преодолеть их.

Статичность мышления. Это означает зацикливание на стереотипах, косность в рассуждениях, невозможность быть гибким в разных ситуациях, предвидеть их и легко выбирать то решение, которое подсказывают меняющиеся условия. Это качество мышления очень сложно преодолеть. Если вы понимаете, что ваше мышление обладает статичностью, лучше всего оставаться на той позиции (должности), которую вы сейчас занимаете, наслаждаться жизнью и возможностью работать и приносить пользу людям.

Ленность. Обычно возникает у тех, кто наделен разными талантами и у кого всегда и все получалось без особых усилий. Человек просто использует свои способности, но не развивает их, зачастую упуская удачу, счастливый шанс, которые позволят сделать карьеру, как-то проявить себя перед начальством. Это качество также практически непреодолимо. Если такое качество у вас есть, то инструментом борьбы могут выступить значимые мотивы достижения карьерного роста. Подумайте над тем, что это может быть.

Откровенность и простота. Обычны для тех людей, которые часто делятся сокровенным со своими коллегами. При определенных обстоятельствах (в частности, если собрались делать карьеру) это будет только мешать. Вы можете стать жертвой чьих-то интриг и манипуляций. Лучше давать дозированную информацию о своей личной жизни, планах на будущее, причем только те сведения, которые показывают вас с самой лучшей стороны, к тому же не дают вашим коллегам повода для зависти.

Отсутствие значимых профессиональных достижений. Это сильный недостаток в трудовой биографии, который при отсутствии связей может поставить крест на мечтах о карьере. Действительно, что еще вы можете предложить работодателю, чем еще заинтересовать, как не достижениями? Причем признанными достижениями. Поэтому стремитесь усовершенствовать алгоритмы своей работы, чтобы повысить ее результативность, выдвигайте инновационные предложения, предлагайте новые идеи, концепции.

Отсутствие житейской мудрости. Часто бывает, что перспективные специалисты не добиваются долгожданного продвижения из-за того, что в нужный момент не сказали что-то, сделали не то, поняли и отреагировали не так, как ожидало начальство. Поэтому нередко продвигаются по карьерной лестнице не те, кто лучше и талантливее всех, а те, кто хитрее. Придется признать, что без знания приемов манипуляции, быстрого реагирования на ситуацию сложно добиться повышения. Это то самое, что может быть значимым барьером на пути к карьерным вершинам. Более того, к сожалению, житейская мудрость приходит в таком возрасте, когда специалист уже не стремится получить повышение, а думает о тихой спокойной жизни.

Завышенная самооценка. Иногда люди преувеличивают свои способности, думая, что им все по плечу. Внешне они выглядят вполне профессиональными и респектабельными, но когда берутся за дело, то сталкиваются с множеством проблем, которые не готовы решать, а рядом нет человека, который бы помог. В данном случае поможет консультация психолога, а также самоанализ причины неудач, коррекция жизненного пути и планов на будущее, перемена приоритетов.

Отсутствие полезных связей и знакомств. Для продвижения по карьерной лестнице (или трудоустройства) нередко решающим фактором становятся рекомендации профессионалов в той отрасли, в которой вы работаете. Наладить контакты с нужными людьми не так сложно. Для этого нужно посещать конференции и там знакомиться с коллегами из других компаний.

А еще важно сделать из своего имени бренд, чтобы каждый при упоминании вас понимал, о ком идет речь, и слышал о вас только положительное. Тогда вам не нужно будет стремиться сделать карьеру или искать работу, она сама вас найдет.

Источник — журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия»

Оцените статью
КАДРОВОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО