Депутаты Государственной Думы РФ внесли на рассмотрение проект закона, который будет ужесточать наказание работодателей задерживающих заработную плату сотрудников.
На сегодняшний день, если работодатель задерживает или совсем не платит заработную плату сотрудникам, ему грозит предупреждение или штраф от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП). Ведь при проверке компании трудовой инспекцией, в случае выявленных нарушений по выплате заработной платы, инспектор ГИТ назначает предупреждение и компания не теряет деньги. Только при повторной проверке инспектор ГИТ может наложить штраф.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что «противоправные действия работодателей ставят работников в трудную жизненную ситуацию и заставляют накапливать долги перед кредиторами». По мнению депутатов Государственной Думы РФ, действующие сейчас меры ответственности в виде предупреждения недостаточно эффективные для того, чтобы восстановить нарушенные права работников. Они предлагают исключить из части 6 статьи 5.27 КоАП такую меру наказания, как предупреждение.
Если наказание будет более жестким, то работодатели будут ответственнее подходить к выплате заработной платы сотрудникам.
С текстом законопроекта № 473887-7 «О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» можно ознакомиться ниже.
Проект Федерального закона (орган, утвердивший документ или приложение к документу — Государственная дума РФ) от 25.05.2018 № 473887-7 Проект «О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Вносится депутатами Государственной Думы Российской Федерации Шилковым Д.Е., Пашиным B.Л., Ниловым Я.Е., Андрейченко А.В. Проект № 473887-7 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» В части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2016, № 27, ст. 4205) слова «предупреждение или» исключить. Президент Российской Федерации Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» В адрес депутатов Государственной Думы регулярно поступают обращения граждан с жалобами на то, что работодатели в лице индивидуальных предпринимателей и организаций задерживают выплаты заработной платы либо выплачивают её не в полном объёме, существенно меньше суммы, предусмотренной трудовым договором. Подобные противоправные действия работодателей ставят работников в трудную жизненную ситуацию и заставляют накапливать долги перед кредиторами. При этом предусмотренные действующим законодательством за данные правонарушения меры административной ответственности в виде предупреждения являются недостаточно эффективными для борьбы с противоправными действиями работодателей и своевременного восстановления нарушенных трудовых прав работников. Чтобы повысить заинтересованность работодателей в недопущении нарушения трудовых прав работников и в наискорейшем восстановлении нарушенных трудовых прав, требуется ужесточение мер административного наказания за правонарушения, посягающие на трудовые права граждан. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» направлен на изменение мер административного наказания должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при нарушении ими сроков и размеров выплаты заработной платы и иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Законопроектом предлагается исключить предупреждение как меру административного наказания из части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), устанавливающей административную ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ). Предупреждение как мера наказания за данное административное правонарушение минимизирует превентивную функцию административной ответственности и значительно снижает её эффективность. Возможность назначения наказания в виде предупреждения за невыплату заработной платы увеличивает вероятность проявления коррупционных факторов в деятельности должностных лиц государственных, трудовых инспекций, составляющих протоколы и рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ. Кроме этого, согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение может устанавливаться за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии имущественного ущерба. Невыплата заработной платы хотя и не наносит работнику прямой материальный ущерб, но причиняет значительные убытки в виде упущенной выгоды за счёт неполучения дохода, что существенно ухудшает финансовое благосостояние работника и представляет для него серьёзные имущественные последствия. В крайнем случае, невыплата заработной платы может привести гражданина к потере достаточных средств к существованию, а также к утрате платёжеспособности по долговым обязательствам и последующему банкротству. Таким образом, в качестве наказания за административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, смогут быть назначены только административные штрафы. При этом административные штрафы в отдельных случаях даже при отсутствии предупреждения как меры наказания в санкции правовых норм Особенной части КоАП РФ в соответствии с частью 3 статьи 3.4, статьёй 4.1.1 КоАП РФ могут быть заменены предупреждением субъектам малого и среднего предпринимательства, как индивидуальным предпринимателям, так и юридическим лицам.
Мне кажется, давно пора навести порядок в этом вопросе и надеюсь, что этот законопроект будет работать.