КАК СОТРУДНИКАМ ПРИЙТИ В СЕБЯ ПОСЛЕ ПРАЗДНИКОВ И НАЧАТЬ РАБОТАТЬ?
Проснулись утром и поняли, что праздники закончились и пора выходить на работу? А в голове туман и сложно сконцентрироваться на рабочих проблемах после длительных застолий и свободного графика времяпрепровождений. Что делать в таких ситуациях работающему человеку? Как настроить себя на рабочий лад? Что нужно сделать, чтобы сразу «попасть в струю» и не наделать ошибок по невнимательности? Прислушайтесь к нашим советам — и «синдром отпускника» не коснется вас и ваших работников.
Рассказ о причинах как напутствие на будущее
Причина «страданий» работников после длительных праздников — это нарушение привычного режима питания, сна и бодрствования. Поэтому врачи советуют не идти на поводу у собственных страстей и не изменять коренным образом привычный образ жизни. Конечно, вряд ли кто-то будет следовать таким советам, поэтому приходится признать очевидным факт: мы все равно будем праздновать «на всю катушку», а потом мучиться вопросом, как прийти в себя и выйти на работу после праздников.
Построим ответ на вопрос следующим образом: перечислим причины трудностей после праздников и способы их преодоления.
Причина 1. «Не буду делать это сегодня»
Это глобальная причина многих затруднений у работников. «Тянуть резину» — это способ, к которым прибегают люди, чтобы избежать рутинных проблем, сделать вид, что сильно загружены работой, или спрятать от других истинную причину — отсутствие знаний о том, как решать поставленную задачу.
Следуя указанным тенденциям, сотрудники не спешат выполнить по максимуму все дела до новогодних праздников и откладывают их «на потом». В итоге в январе они перегружены, выполняют поручения крайне медленно.
Что делать руководителю и кадровику:
— во-первых, планировать работу сотрудников (составлять планы с указанием точных дат для выполнения работ и завязать мотивацию персонала на соблюдение указанных сроков);
— во-вторых, приурочивать к концу года составление отчетов о проделанной работе (это будет подстегивать персонал завершать дела к концу года).
Мнение. Алла Суркова, сотрудник компании ОАО «Согласие»:
«В конце года у нас всегда много работы. Это и взаимодействие с заказчиками, и ежегодная аттестация с ее отчетами и экзаменационными процедурами. Я уже давно работаю в компании, знаю о таком порядке вещей, поэтому заранее все подготавливаю. К тому же отдел персонала всегда оповещает, а начальник также консультирует по всем необходимым вопросам с отчетами и аттестацией. В общем, я готова к такому развитию событий, не вижу в нем чего-то необычного. Другое дело — новички в организации. Но им помогает менеджер по адаптации, который рассказывает, что да как».
Причина 2. «Оторваться на полную катушку»
Многие россияне в новогодние каникулы переедают, пьют много алкогольных напитков, нарушают режим сна и бодрствования, подрывая свое здоровье. Поэтому с выходом на работу дела не клеятся, планы выполняются крайне слабо. С этим явлением очень сложно бороться. Ведь в современной России население (в том числе и работоспособное) захватила философия «живем одним днем», не предполагающая планов на будущее.
Что делать руководителю и кадровику:
— формировать в организации культуру здорового образа жизни (приветствовать и способствовать занятиям спортом, прививать привычки здорового питания и культуры потребления алкогольных напитков, например, публикуя подобную информацию и полезные советы в корпоративной газете, делая рассылку по электронным адресам сотрудников, включая в компенсационный пакет абонементы в фитнес-клуб и т.п.);
— распространять философию, выраженную в такой фразе: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня» (следовать установленным планам, готовить план «Б» и т.п.).
Таким образом, работа кадровика в данном направлении должна сводиться к следующим этапам:
— предварительному (действия по предотвращению ситуаций с невыходом на работу, болезнями, снижением работоспособности);
— текущему (поиск и замена сотрудников, повышение работоспособности персонала).
Практические ситуации и решения
Чтобы слова не расходились с практикой, мы рассмотрим типичные ситуации (кейсы), с которыми встречаются кадровики компаний, и дадим пример решения, которое, конечно, можно конкретизировать с учетом возникших в компании обстоятельств.
Кейс 1. «Невыход сотрудника»
В транспортной компании «М…» , как правило, часть сотрудников не выходит на работу после празников. Причина — в чрезмерном употреблении алкоголя некоторыми водителями. Сотрудники отдела кадров каждый год сталкиваются с этой проблемой. Как ее предотвратить?
Советы:
1. Тщательно подходить к подбору сотрудников и проверять соискателей на предмет алкоголизма. Для этого обязать претендентов на работу проходить медицинскую комиссию.
2. Ужесточить политику в отношении тех, кто допустил злоупотребление алкоголем и не вышел на работу или вышел в нетрезвом состоянии. Например, увольнение за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей (прогул), п. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Указанный порядок довести до сведения всего персонала.
3. Прогнозировать невыход части сотрудников, готовить резервный состав работников. Ввести практику оповещения сотрудника о начале работы и соблюдения им условия абсолютной трезвости под угрозой увольнения (ведь сотрудники заранее знают о последствиях невыхода или несоблюдения установленных законом правил).
Вывод: не ждите возникновения проблем с персоналом, предупредите их, готовьтесь заранее к такому развитию событий.
Таблица 1
Предварительная работа кадровика с персоналом (до праздников)
Этап | Содержание этапа | Итог этапа |
Аналитический: — изучение НПА; — составление алгоритмов
работы с персоналом |
Изучение нормативных документов о порядке увольнения по п. 6
ст. 81 ТК РФ |
1. Алгоритм действий. 2. Порядок замены сотрудника.
3. Меры профилактики |
Информационный: — оповещение;
— консультирование |
Ознакомление сотрудников с последствиями
нарушений, советы |
1. Алгоритм ознакомления. 2. Советы по планированию
времени отдыха |
Кейс 2. «Болезнь сотрудника»
Компания «О…» — крупный финансовый холдинг. Как правило, в течение новогодних праздников часть сотрудников заболевает и не выходит на работу. Причем потом приносят больничные листы. Такая ситуация во многом снижает работоспособность компании. Руководителю отдела персонала поручили задание исправить положение дел. Какие действия ему необходимо предпринять?
Советы:
1. Формировать культуру здорового образа жизни на протяжении всего года. Например, вовлекать сотрудников в спортивные мероприятия, предоставлять возможность посещать фитнес-клубы, бассейны и т.п. Оповещать сотрудников о результатах спортивных соревнований, чествовать победителей, показывать собственный пример. Привлекать к подобным мероприятиям партнеров и клиентов.
2. Ввести поощрение для тех сотрудников, которые не брали в течение года листок нетрудоспособности. Косвенно это будет способствовать тому, что персонал задумается о собственном здоровье и начнет предпринимать все меры, чтобы праздники не влияли отрицательным образом на их трудовую дисциплину.
3. Проводить профилактические прививки (в октябре каждого года), информировать персонал о способах повышения иммунитета и работоспособности.
4. Подготовить памятки о способах выхода из «синдрома выпускника».
Вывод: соедините профилактику с текущей работой по повышению работоспособности персонала.
Таблица 2
Текущая работа кадровика с персоналом (после праздников)
Этап | Содержание этапа | Итог этапа |
Информационный: — консультирование;
— оповещение |
Косвенное повышение работоспособности
персонала |
1. Информирование. 2. Оздоровительные
мероприятия |
Деятельностный: — пример;
— соблюдение рекомендаций |
Персонал сам принимает меры по повышению своей
работоспособности |
1. Действия по повышению работоспособности.
2. Помощь коллегам |
Кейс 3. «Не могу настроиться на рабочий лад»
Анна О. — перспективная сотрудница отдела кадров. Как правило, Новый год она проводит с друзьями на вечеринках. Потом, чтобы прийти в себя, она много занимается спортом. К тому располагает погода: занятия на коньках и лыжах — вот что нужно для того, чтобы прийти в форму. Анна большое внимание уделяет собственному здоровью. Тем не менее, придя в офис после небольшого «отпуска», Анна говорит, что у нее нет особого желания работать в полную силу. Девушка старается отложить трудные дела, занимаясь тем, что больше всего нравится сейчас. Как ей преодолеть себя и поскорее включиться в работу?
Советы:
1. В первый день после новогодних каникул спланировать дела по такому принципу:
— срочные сложные;
— срочные несложные;
— несрочные сложные;
— несрочные несложные.
Далее распределить дела на день: сначала — срочные несложные, затем (перед обедом) — несрочные. После обеденного перерыва — срочные сложные дела (ведь человек уже настроился, выполнил часть дел, получил результат и готов к первым трудностям). В конце рабочего дня — несрочные дела и планирование на следующий день.
2. Подготовиться к непредвиденным ситуациям, так как не всегда получается выполнить все запланированное. Для этого в течение рабочего дня:
— планировать время на форс-мажорные ситуации, то есть уметь переключаться с одного вида деятельности на другой. Быстрота переключения достигается за счет внутренней готовности к такому развитию событий. А значит, надо просмотреть планы отдела, свои индивидуальные планы, выделить задачи по приоритету и спрогнозировать приблизительное время для их выполнения и резервное время;
— иметь под рукой необходимые инструкции и руководства к действию, памятки и алгоритмы действий, чтобы при наличии трудных ситуаций знать, где искать ответ.
Вывод: планирование и тайм-менеджмент — залог успешной работы после продолжительных новогодних каникул.
Таблица 3
Что делать кадровику, чтобы включиться в работу?
Этап | Содержание этапа | Итог этапа |
Предварительный: — планирование;
— режим отдыха и работы |
Профилактика снижения работоспособности после
каникул |
1. План работы после каникул. 2. Здоровый образ
жизни |
Деятельностный: — выполнение планов;
— соблюдение рекомендаций |
Повышение собственной работоспособности после
каникул |
1. Действия по плану. 2. Помощь коллегам.
3. Поддержание ЗОЖ1 |
———————————
1 Устоявшаяся аббревиатура — «здоровый образ жизни».