От «серой зарплаты» никогда не уйдем?

Большинство граждан России получают в настоящее время или получали ранее «зарплату в конвертах». Чаще всего, это комбинация двух вариантов начисления заработной платы: «по—белому» («списку №1»), то есть официальной зарплаты и «серой зарплаты», «в конверте» или «по списку №2». При этом «белая» часть зачастую сопоставима с минимальной заработной платой по России (5 965.00 рублей, с 1 января 2016 г. – 6 204,00 рублей) либо немногим выше этого уровня. Хочу заметить, что в регионах МРОТ отличается от МРОТ по России.

  • Региональный МРОТ (статья 133.1 ТК РФ). Обязательным является для всех работодателей, кроме финансируемых из федерального бюджета, работающих на территории субъекта РФ.

 Например, с 1 ноября 2015 года МРОТ в Москве установлен в размере 17 300 рублей.

 Несмотря на значительное давление органов налоговой службы, руководители компаний «не стесняются» начислять такой уровень зарплаты не только рабочим, но и служащим. Что примечательно, на практике встречаются даже уровни должностных окладов служащих предприятий в Украине на уровне «минималки» или чуть выше даже у руководителей среднего или высшего звена.
Почему же собственники и руководители бизнеса не стремятся к выплате «белой» заработной платы на уровне 100%, отменив теневую схему расчета с работниками?
Думается, что их заставляет это делать здравый экономический смысл и определенные преимущества, которые дает эта теневая система.
Важнейшим преимуществом является использование теневых зарплат как одного из самых эффективных инструментов избавления от нежелательных (или нерадивых) сотрудников. Согласно трудовому законодательству, для избавления от работника необходимо задействовать надежные правовые механизмы. Например, найти «компромат», недостатки в работе,нарушения трудовой или исполнительской при увольнении «по статье». Либо провести реорганизацию структуры, сокращение штатной численности, при этом ожидать два месяца и выплачивать выходное пособие в размере одной среднемесячной заработной платы. Не каждый собственник захочет тратить свое время, нервы и финансовые ресурсы на соблюдение установленных законодательных правил и процедур.

Куда проще, например, уволить специалиста с заработной платой «на руки» 12 000 рублей (соответствует сумме около 200 долларов США) при официальной заработной плате в 30 000 рублей и зарплате «в конверте» 18 000 рублей. Работодатель может просто перестать платить зарплату по списку №2(«в конверте»). Разумеется, в этом случае сотрудник сам напишет заявление на расчет по собственному желанию, не дожидаясь получения уменьшенной в несколько раз заработной платы.

Кроме того, работодателю выгоднее платить часть доходов лично сотруднику наличными вместо официальных начислений и сборов (например, сумма начислений на зарплату сотрудника, уплачиваемая в соответствующие государственные фонды, превышает 36—37%). Этой ситуации также способствует так называемый менталитет населения (особенно – людей молодого и среднего возраста). Многие рассуждают примерно так: «лучше зарплата на руки сегодня, чем в будущем пенсия или пособие по безработице». Экономически активная часть населения (частные предприниматели, бизнесмены) практически нерассчитывают получать какие—либо финансовые средства от государства в будущем, и полагаются только на себя.

Без принятия серьезных всесторонних мероприятий по выведению заработных плат из «тени» будет достаточно сложно изменить текущую ситуацию. Применение одних административно—фискальных методов, скорее всего, не даст ощутимых результатов. Решение о переходе на «белую» форму оплаты труда работодатель примет лишь в том случае, если ему будет выгодно не платить зарплату «в конвертах» с точки зрения репутации и престижа компании (при условии, что он будет дорожить ими).

Верховный Совет Республики Хакасия внес в Госдуму законопроект № 717519-6 о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности работодателей за сокрытие налоговой базы и базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Законопроект запрещает выплату серой зарплаты, а в случае нарушения ответственность грозит и работнику, и компании, и должностным лицам

Налоговый агент должен будет, в частности, уплатить штраф в размере 50% от суммы неначисленного, неудержанного НДФЛ, но не менее 200 000 руб. по выплатам в пользу каждого физического лица в налоговом периоде.

Должностные лица, виновные в выплате серой зарплаты, должны будут заплатить административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Плательщик НДФЛ будет обязан уплатить налог, если ему станет достоверно известно, что налоговый агент не удержал из его дохода и не перечислил НДФЛ.

Если определить размер неудержанного налога будет невозможно, налогоплательщика обяжут до 30 апреля следующего года уведомить налоговую инспекцию о том, что налог не был перечислен. Закон может вступить в силу 1 января 2016 года.

Так что задумайтесь, стоить ли рисковать при выплате или получении «серой зарплаты»?

Оцените статью
КАДРОВОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО