ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЕ,
ПУТИ ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ (окончание)
Часто возникающие вопросы по текучести персонала
Рассмотрим несколько актуальных вопросов применительно к конкретным ситуациям. Вопросы задавались руководителями организаций, кадровиками на различных семинарах по управлению персоналом.
Как определить, повышенная ли у нас текучесть или в норме?
Поручите провести анализ вашей кадровой службе: составить статистику увольнений за отчетный период с разбивкой по должностям, территориальному признаку, отделу (в призме определения, от какого руководителя отдела уходит больше работников). И определите соотношение уволенных за отчетный период к среднесписочной численности работников. Для подсчета учитываются как увольнения по собственному желанию, так и уволенные работодателем за дисциплинарные нарушения. Это соотношение для нормы не должно превышать 5%. Более 10% — очень большая текучесть персонала, следует срочно принимать меры по решению проблемы. Например, текучесть кадров при наличии 6 уволенных за месяц по отношению к среднесписочной численности 128 человек находится еще в верхней границе нормы — 4,68 (коэффициент текучести), а то же количество уволенных по отношению к среднесписочной численности 111 человек уже превышает максимум и составит показатель текучести за месяц — 5,4 (повышенная текучесть персонала).
Как определить основную причину увольнений в целом по предприятию?
Если у вас еще нет профессионального специалиста по подбору персонала, наймите его на работу (желательно с образованием психолога). Поручите вести неофициальную статистику истинных причин увольнения. Оцените контингент увольняющихся: увольняются ли работники, недавно пришедшие в компанию, или уже отработавшие длительное время, кто чаще уходит — квалифицированные специалисты или неквалифицированный персонал. Проанализируйте полученные данные. Примите соответствующие меры.
У нас организация оптовой торговли. Большая текучесть кадров на складах: комплектовщиков, грузчиков, сторожей. Не можем выявить причину такой текучести.
Присмотритесь к рядом расположенным складам. Не туда ли уходят ваши кадры? Проведите анализ конкурентоспособности заработной платы и условий труда, уровня обеспеченности спецодеждой. Причина также может быть в не слишком тщательном отборе самого персонала. Остановить «текучку» неквалифицированного персонала зачастую можно только мотивацией — заработной платой, гарантиями и компенсациями, предоставляемыми в объеме ТК РФ.
В магазинах торгового холдинга текучесть кадров постоянная. Можно ли ее как-то сократить?
Оцените кадровый состав магазина и работников, которые уходят. Проведите опрос среди сотрудников о причинах возможной «текучки» и отрицательных моментах их работы. Как правило, основными причинами текучести кадров в магазинах являются: возложение на персонал материальной ответственности за все убытки магазина, понесенные в результате краж в торговом зале, испортившихся нераскупленных продуктов, разбитых несостоявшимися покупателями товаров; низкая заработная плата; неудобный график работы; плохие условия труда. При отсутствии со стороны руководства магазина действий в исправлении вышеозвученных причин «текучка» будет продолжаться.
В нашей организации большая текучесть сотрудников юридической службы. Как ее прекратить? Очень негативно сказывается на работе отдела!
Пересмотрите должностные обязанности и нормативы (загруженность) сотрудников. Для данного участка работы свойственно возложение несвойственных смежных функций на «общественных началах». Не выполняют ли ваши юристы дополнительно к основным должностным обязанностям функции кадрового работника, менеджера по подбору персонала, специалиста по охране труда и специалиста по работе с клиентами? Кроме того, оцените конкурентность окладов на данном участке работы. Присмотритесь к руководителю отдела — нет ли человеческого фактора в текучести персонала в данном отделе. Примите соответствующие меры.
В моей компании стало модно уходить в декрет. В настоящее время из 60 работников 15 сотрудниц находятся либо в декретном отпуске, либо в отпуске по уходу за ребенком. Как снизить такую текучесть?
Поздравляем! У вас не текучесть кадров, а комфортные условия труда! Скорее всего, вы — добросовестный работодатель, который предоставляет все гарантии и компенсации своим работникам. Наличие такого процента декретниц говорит не только о комфортности условий труда, но и о возрастном диапазоне кадрового состава вашей компании. Проведите небольшой анализ состава вашего коллектива по возрасту. Если основной состав в возрасте деторождения от 18 до 30 лет, будьте готовы к увеличению декретных позиций в вашем штатном расписании. Для уменьшения тенденции поменяйте кадровый состав: увеличьте за счет работников-мужчин или замужних женщин с детьми. Конечно, это не побуждает вас применять дискриминацию по отношению к молодым специалистам — кандидатам на должности в вашей компании или по отношению к беременным женщинам.
На участке работы с торговыми представителями постоянная текучка. Анализ не выявляет неконкурентоспособности заработной платы все гарантии и компенсации предоставляются; работники ежегодно отдыхают в отпуске. Помогите найти причину!
Возможная причина — неправильный подбор персонала. Наймите специального менеджера по подбору персонала. Выявляйте кандидатов, не склонных к длительной работе на одном месте, конфликтных, не определившихся с желаемым направлением своей трудовой деятельности, не обладающих крепким здоровьем (не каждый может работать на работе, носящей разъездной характер). Изучайте трудовые книжки кандидатов, их характеристики. Не ленитесь позвонить бывшему работодателю кандидата для получения лично от него неофициальной характеристики. Потратьте больше времени, сил и средств на грамотный и продуманный подбор персонала. Текучесть должна снизиться.
У нас в банке наибольшая текучесть выявлена в кассе и отделе взысканий. Условия труда у всех одинаковые, соответствуют современным потребностям работников. Заработная плата практически на том же уровне, что и в других банках. Какие еще могут быть причины текучести? И как с этим справиться?
Проверьте человеческий фактор и нормативы, установленные для данных подразделений. Причина может скрываться как в деспотичном начальнике или неправильной организации работы на этих участках (вина в большей степени начальников этих подразделений), так и непосильной нагрузке на работников подразделений (свойственно и для кассы, и для отделов взысканий). Отследите рабочее время работников. Если фактически оно составляет 12 — 13 часов плюс выходные, не оплачивается в соответствии с ТК РФ и переработка является постоянной — срочно принимайте меры: увеличивайте штат! Распределяйте нагрузку таким образом, чтобы каждый работник мог выполнить порученную ему работу в течение рабочего дня, не оставаясь после работы и не выходя на работу в «добровольно-принудительном» порядке в субботу!
Рассмотренные выше ситуации с плачевной регулярностью свойственны для описанных сфер деятельности. Не случайно розничная (а также оптовая) торговля (включая работу в магазинах, на складах, рынках) лидирует среди работодателей по текучести персонала. Однако следует отметить, что не только вышеописанные причины являются определяющими в такой сверхповышенной текучести. Нежелание работодателей розничной торговли видеть проблему текучки, желание получить максимальную прибыль, в т.ч. за счет экономии на квалифицированном персонале, на предоставлении гарантий и компенсаций и соблюдении иных требований ТК РФ, в конечном итоге приводят к устоявшемуся отрицательному имиджу таких работодателей, а также к повышенному интересу для территориальных органов Федеральной инспекции труда… Так стоит ли рисковать?