ЛИМИТ НА ИНОСТРАНЦЕВ: РАЗЪЯСНЕНИЯ ОТ МИНЗДРАВА
Правительство вправе ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики. На 2011 г. лимит иностранной рабочей силы утвержден Постановлением Правительства от 27.11.2010 N 947 «Об установлении на 2011 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации». Не так давно специалисты Минздравсоцразвития выпустили соответствующие Разъяснения по поводу применения указанного Постановления.
Ограничения на 2011 г.
Правительство вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики (п. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — Закон N 115-ФЗ).
Речь здесь идет об иностранных гражданах, временно пребывающих в Российской Федерации и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
При установлении указанного лимита на иностранцев законодатель определяет срок приведения в соответствие численности используемых иностранных работников. Как правило, данный период устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудовых договоров (п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ).
В свою очередь, ограничения на использование иностранной рабочей силы установлены Постановлением Правительства от 27.11.2010 N 947. В результате запрещено использовать иностранных работников в следующих видах деятельности:
— розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1);
— розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31);
— розничная торговля в палатках и на рынках (код 52.62);
— прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63).
Между тем при осуществлении прочей деятельности в области спорта (код 92.62) допустимая доля иностранной рабочей силы составляет 25% от общей численности работников.
Указанным работодателям следовало до 01.01.2011 привести численность используемых ими иностранных работников в соответствие с данным Постановлением.
Разъяснения чиновников
Теперь рассмотрим Разъяснения Минздравсоцразвития от 24.01.2011 «По применению Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 947 «Об установлении на 2011 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».
Во-первых, чиновники сказали, что Постановление N 947 касается всех иностранных работников, находящихся на территории Российской Федерации на законных основаниях.
Во-вторых, представители Минздравсоцразвития решили, что организации, заявившие при государственной регистрации предприятий виды экономической деятельности, указанные в Постановлении N 947, касающиеся розничной торговли (52.25.1, 52.25.12; 52.31; 52.62; 52.63), не вправе привлекать и использовать иностранных работников. При этом компании, заявившие при государственной регистрации предприятий вид экономической деятельности «Прочая деятельность в области спорта» (код 92.62), могут привлекать иностранных работников в размере 25% от общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами.
Между тем со вторым выводом, прозвучавшим в Разъяснениях, мы не согласны. Ведь очень редко компании и индивидуальные предприниматели осуществляют абсолютно все виды экономической деятельности, заявленные ими при регистрации. При этом ограничения по доли иностранных работников, указанные в Постановлении N 947, должны касаться только той деятельности, которую работодатели осуществляют фактически, а не прописанной на бумаге.
Ответственность
Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг), установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, влечет наложение административного штрафа (п. 1 ст. 18.17 КоАП):
— на граждан — от 2000 руб. до 4000 руб.;
— на должностных лиц — от 45 000 руб. до 50 000 руб.;
— на юридических лиц — от 800 000 руб. до 1 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Судебная практика. Установив факт осуществления иностранным гражданином в магазине ООО «Бренд» трудовой деятельности, связанной с розничной торговлей алкогольными напитками, при отсутствии на 2009 г. допустимой доли иностранных работников, УФМС по г. Москве правильно квалифицировало действия Общества по п. 1 ст. 18.17 КоАП РФ (Постановление ФАС Московского округа от 19.04.2010 N КА-А40/2862-10).
Причем в данном случае индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридические лица (Примечание к ст. 18.1 КоАП).
Судебная практика. Арбитры указали, что в соответствии с Примечанием к ст. 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные гл. 18 КоАП РФ, предприниматели несут ответственность как юридические лица. Исключение составляют лишь случаи, когда в соответствующих статьях указанной главы прописаны специальные правила об административной ответственности индивидуальных предпринимателей (Постановление ФАС Московского округа от 19.04.2010 N КА-А40/2348-10).
Арбитры согласились с правомерностью назначения предпринимателю административного наказания как юридическому лицу. Дело в том, что Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к общему правилу о назначении административного наказания индивидуальным предпринимателям, предусмотренному в ст. 2.4 КоАП РФ, и подлежит приоритетному применению (Постановление ФАС Московского округа от 20.08.2010 N КА-А40/8594-10 (Определение ВАС от 08.12.2010 N ВАС-15981/10)).