Как грамотно увольнять работников? В статье указано пошаговое руководство расставания с сотрудниками.
Пока метафорой для увольнения остается смертная казнь, руководителям трудно избавиться даже от самого нерадивого работника.
С чем лучше сравнить увольнение? С разводом, в котором никто не виноват. Развод может быть болезненным, но позволяет двум людям исправить ошибки и построить счастливое будущее. Правильно организованное, увольнение работает точно так же.
Составьте план. Назначьте дату увольнения. Запланировав увольнение на начало дня и начало недели, вы позволите сотруднику сразу заняться поисками нового места и уменьшите его шансы провести выходные в унынии и хандре или – еще хуже – вынашивая планы мести.
Отработайте юридическую сторону. Убедитесь, что вы четко соблюдаете процедуру увольнения. Представьте, что вы защищаете свою позицию в суде, а адвокат пытается доказать, что увольнение его подзащитного было незаконным, несправедливым или вызванным неприязнью руководства. Исключите любые намеки на то, что реальной причиной увольнения могли быть не плохие результаты и низкая квалификация сотрудника, а месть или личные обиды.
Может быть, вы уволили сотрудника в его день рождения, накануне десятой годовщины его работы в компании, за неделю до выхода на пенсию или в тот день, когда его жена попала в больницу? Любые совпадения сыграют не в вашу пользу.
Составьте сценарий. Неумелое увольнение – обычно результат поспешных действий. Перед тем, как произнести хотя бы слово, запишите основное, что вы планируете сказать. Займите позицию «сверху». Это не сеанс психотерапии. Это объявление окончательного решения.
1. Не ходите вокруг да около. Пропустите вежливый обмен мнениями о погоде в начале разговора. Начните со слов: «Здравствуйте, Сергей, пожалуйста, садитесь. У меня плохие новости для вас». Объявляя с самого начала, что у вас плохие новости, вы привлечете внимание человека к тому, что последует дальше.
2. Сообщите свое решение. Перечислите причины увольнения в одном или двух коротких предложениях. Затем скажите сотруднику прямо, что он уволен. Используйте только прошедшее время. Говорите: «Ваша работа здесь закончена», а не «будет закончена». Например: «Как вы знаете, Мария, мы уже несколько раз обсуждали проблемы с качеством в вашем подразделении. Отчет за последний месяц показал, что ваш департамент по-прежнему имеет самые низкие показатели качества. Мы решили, что такое положение дел следует изменить, и с сегодняшнего дня ваша работа у нас закончена».
Когда вы говорите кому-то, что он или она уволены: — не говорите: «Я понимаю, что вы чувствуете». Вы не понимаете. — не говорите: «Я знаю, что вам сейчас нелегко, но позже вы поймете, что такое решение было наилучшим выходом». Это не так.
— избегайте оправданий («Вы должны знать, что…»).
3. Выслушайте, что скажет работник. Люди по-разному реагируют на новость о потере работы. Определите, какие чувства испытывает работник, и реагируйте соответственно:
— Если работник в шоке: ничего не обсуждайте и не защищайтесь, а лишь повторите свое решение.
— Если сотрудник отрицает услышанное: убедитесь, что вас правильно поняли, подтвердите свое решение и продолжайте повторять его в течение всего разговора.
— Если работник приходит в ярость, признайте его чувства, не вспоминайте его достоинства и заслуги, не обсуждайте решение уволить его, сохраняйте твердость.
— Если сотрудник плачет, выразите сочувствие, поддержите, сделайте акцент на будущем.
4. Закройте все необходимые вопросы. Отдельно обговорите детали увольнения и того, что за ним последует: положенные работнику выплаты и компенсации, право на льготы, помощь в трудоустройстве. Можно затронуть тему, как будет объяснено происходящее остальным работникам и кому передадут текущие дела и проекты. Это тот самый случай, когда вы не можете сказать: «А к этому вопросу мы вернемся позже».
5. Вежливо закончите разговор. Обычно принято беседовать с уволенным в конце рабочего дня, в то время, когда его коллеги уходят. Поблагодарите бывшего работника за его вклад в компанию. Проводите его до выхода, пожмите руку, пожелайте всего наилучшего — так ваше и его чувство собственного достоинства не пострадают.
Иногда руководители настолько обеспокоены переживаниями уволенного, что совершенно забывают об остальных сотрудниках, которые хорошо справляются с обязанностями. На самом деле, когда лентяев и неумех в конце концов увольняют, их коллеги чувствуют облегчение. Раньше им приходилось работать больше, чтобы компенсировать недостатки и исправлять чужие ошибки, а теперь можно вздохнуть свободно. Напротив, когда явно плохим работникам позволяют занимать свои должности без всяких возражений, это приводит талантливых и энергичных профессионалов к мысли о том, что это место работы пора покинуть.
Теперь осталось только применять на практике руководство «Как грамотно увольнять работников«, чтобы легче расставаться с ними.