Размер пособия при рождении ребенка

Размер пособия в 2012 году

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 руб. (с 1 января 2012 г. с учетом индексации — 12 405,32 руб.).

В настоящее время единовременное пособие при рождении ребенка — это одно из социальных пособий на каждого родившегося ребенка независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие вправе получать как работающие, так и неработающие граждане.

Если обратиться к истории возникновения единовременного пособия при рождении ребенка, то за время, прошедшее со времени его введения, оно трансформировалось из пособия по государственному социальному страхованию (советский период) в социальное пособие, которое назначается абсолютно любой семье без каких-либо дополнительных условий (факт обязательного социального страхования, занятость) в единой для всех семей недифференцированной денежной сумме, которая незначительно увеличивается в течение нескольких лет, в том числе в порядке индексации.

Следует отметить, что размер данного пособия и порядок его определения неоднократно менялись. Первоначально Закон N 81-ФЗ установил данное пособие в размере десятикратного минимума оплаты труда (МРОТ). С 1 января 1996 г. пособие было повышено до 15 МРОТ.

С 2001 г. пособие назначается в твердой денежной сумме, которая подлежит индексации с 2008 г. (с 1 января 2001 г. — в размере 1500 руб., с 1 января 2002 г. — 4500 руб., с 1 января 2005 г. — 6000 руб., с 1 января 2006 г. — в размере 8000 руб.; с учетом проведенных индексаций: с 1 января 2008 г. — 8680 руб., с 1 июля 2008 г. — 8840,58 руб., с 1 января 2009 г. — 9989,86 руб., с 1 января 2010 г. — 10 988,85 руб., с 1 января 2011 г. — 11 703,13 руб., с 1 января 2012 г. — 12 405,32 руб.).

Существует ряд проблем, связанных с установлением данного пособия в одинаковом для всех получателей недифференцированном размере.

Во-первых, трудно не согласиться с тем, что установленная сумма — 8000 руб. (с учетом индексации с 1 января 2012 г. — 12 405,32 руб.) — является в условиях российской действительности лишь минимальной гарантией оказания государственной поддержки семье в случае рождения ребенка¹. И в этом смысле пособие не соответствует своей цели в части компенсации всех повышенных расходов при появлении ребенка. В этом случае положение спасают регионы, в которых дополнительно выплачиваются пособия при рождении детей.

———————————

¹ Средняя сумма, которую семья, проживающая, например, в Ярославле, должна была потратить на приобретение самых необходимых принадлежностей при рождении ребенка в сети магазинов «Детский мир» в 2001 г. (кроватка — 4580 руб., коляска — 3000 руб., манеж — 1430 руб., одежда и предметы гигиены для новорожденных — 2396 руб.), уже превышала сумму в 8000 руб. и составляла 11 396 руб. 

Так, в Москве назначается дополнительное единовременное

молодым семьям, в которых возраст обоих супругов на дату рождения ребенка не должен превышать 30 лет (Закон г. Москвы от 30 сентября 2009 г. N 39 «О молодежи»). Данное пособие по своей покупательной способности в значительной степени превосходит федеральное пособие. При этом его размер зависит от очередности рождения детей в молодой семье и составляет при рождении первого ребенка — 5-кратную; второго ребенка — 7-кратную, а при рождении третьего и последующих детей — 10-кратную величину прожиточного минимума, установленную Правительством Москвы на душу населения.

Во-вторых, пособие при рождении ребенка не способствует реализации демографической функции, так как его размер не дифференцируется в зависимости от количества рожденных детей.

С одной стороны, очевидно, что возросшие денежные выплаты станут мощным стимулом к деторождению в неблагополучных маргинальных семьях и приведут к еще большему обострению проблемы социального сиротства, так как при различных ограничениях к жизненным благам, как показывает практика, «родители-алкоголики умудряются жить и пить за счет своего потомства. Безусловно, таких родителей лишают родительских прав, но они тут же обзаводятся другими детьми, и все начинается сначала» ².

———————————

² Ковалева О. Первые шаги // Социономия (социальная работа). Приложение к журналу «Социальная защита». 2007. N 3. С. 2. 

С целью недопущения злоупотреблений со стороны «недобросовестных родителей» при выплате пособий неработающим гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, следует использовать практику регионов. В частности, согласно Закону г. Санкт-Петербурга «О компенсационных выплатах жителям Санкт-Петербурга в связи с рождением ребенка и уходом за ним», вступившему в силу в 2001 г., компенсационные выплаты, предназначенные для приобретения детских товаров, предоставляются гражданам в безналичной форме, т.е. перечисляются на пластиковые карты, по которым можно приобретать питание и предметы по уходу за детьми в специализированных торгово-сервисных предприятиях «Здоровый малыш», входящих в ЗАО «Спецобслуживание» ³.

———————————

³ Дербин В. Будь здоров, малыш! // Социальная защита. 2004. N 3. С. 27. 

Учитывая данный опыт, имеет смысл предоставлять единовременное пособие при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, путем перечисления сумм пособия на пластиковые карты получателей, по которым они могут приобрести все предметы, необходимые для новорожденных (список которых должен быть утвержден законодательно), только в государственных специализированных магазинах.

С другой стороны, очевидно, что следует повысить размер пособия для возникновения стимула рождения в тех семьях, где у детей есть твердый шанс на счастливое детство. Несомненно, к числу таких семей должны быть отнесены семьи с детьми, в которых родители работают, а значит, подлежат обязательному социальному страхованию, или обучаются по очной форме обучения в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования (студенческая семья).

Третья проблема, связанная с данным пособием, — порядок определения размера пособия в твердой денежной сумме явно не согласуется с принципом исчисления пособий лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на основе предшествующего заработка.

Практически во всем мире расходы на детей рассматриваются как органическая составляющая цены труда (цены рабочей силы), которую платит предприниматель работнику по договору о найме. Уровень цены рабочей силы должен быть таковым, чтобы работник мог хотя бы по минимуму содержать себя и ребенка. Это содержание может обеспечиваться соответствующими размерами заработной платы и страховыми выплатами, в том числе и на ребенка.

Таким образом, в числе экономических мер необходимо поднимать заработную плату, от которой зависит как уровень жизни работающих граждан, так и размеры пособий, в том числе единовременного пособия при рождении ребенка. При назначении данного пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, оно должно устанавливаться не в твердой денежной сумме, а в размере, соизмеримом с минимальной оплатой труда. Об этом свидетельствует и зарубежная практика. Например, в Чехии размер данного пособия, которое полагается каждой молодой матери, равен 150% суммы минимальной пенсии. Однако МРОТ на сегодняшний день составляет всего лишь 4611 руб. и не обеспечивает прожиточного минимума.

Следовательно, целесообразно размер пособия при рождении ребенка застрахованным гражданам исчислять соразмерно с прожиточным минимумом.

Таким образом, возможно для расчета пособия предусмотреть в качестве базового критерия критерий прожиточного минимума, который соответствует действительному прожиточному минимуму в регионе (рассчитанному по-новому с учетом затрат на здоровье, образование детей, оплату жилья и коммунальных услуг), и разработать действенный механизм его индексации. В этом случае размер таких пособий будет увеличиваться каждый раз с ростом этого базового показателя. При этом размер пособия не может быть ограничен максимальным размером.

Только в этом случае размер пособия имеет смысл дифференцировать при рождении первого, второго, третьего и последующего детей, что будет соответствовать целям демографической политики.

В такой ситуации следует предоставить пособие в увеличенном размере и неполным семьям, студенческим семьям, а также увеличивать размер пособия многодетным семьям с тремя и более детьми.

Источник — журнал «Вопросы трудового права», 2012, N 7

Оцените статью
КАДРОВОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО