ИЗМЕНЕНИЯ В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ЧТО НОВОГО? — 1
Под конец 2011 г. законодатели потрудились на славу и приняли пару законов, вносящих значимые изменения в Трудовой кодекс. Федеральным законом от 22.11.2011 N 334-ФЗ¹ (далее — Закон N 334-ФЗ) были изменены правила гл. 61 ТК РФ, регламентирующей разрешение коллективных трудовых споров, а Федеральным законом от 30.11.2011 N 353-ФЗ² в Трудовой кодекс введена новая глава, регламентирующая деятельность лиц, занятых на подземных работах. Прочитав статью, вы узнаете об этих изменениях подробнее.
———————————
1 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров».
2 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Коллективные трудовые споры
На основании ст. 398 ТК РФ под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Самое первое новшество коснулось порядка выдвижения требований работников. Так, в силу ст. 399 ТК РФ требования, выдвинутые работниками или представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Теперь такие требования может изложить и направить работодателю только представительный орган работников, уполномоченный ими на разрешение коллективного трудового спора.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее 2/3 от числа избранных делегатов. В эту часть ст. 399 ТК РФ Закон N 334-ФЗ добавил правила принятия решения работниками: решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.
К сведению. Представители работников для выдвижения требований работодателю определяются по правилам ст. ст. 29 — 31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ.
Требования от имени профсоюзов или их объединений выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профсоюзов и их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.
Остальные изменения в основном связаны со сроками и уровнем социального партнерства. Напомним, что в силу ст. 26 ТК РФ такое партнерство может осуществляться на различных уровнях:
— федеральном (регулируются отношения в сфере труда в Российской Федерации);
— межрегиональном (в сфере труда в двух и более субъектах РФ);
— региональном (устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ);
— отраслевом (регулируются отношения в сфере труда в отрасли (отраслях));
— территориальном (устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании);
— локальном (устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда).
На основании Закона N 334-ФЗ сократились сроки рассмотрения требований работников: о принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации, индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня получения указанных требований (ранее на это давалось три дня), а объединения работодателей и иные их представители — в течение трех недель.
Примирительные процедуры: как изменились сроки?
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
1. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.
Законом N 334-ФЗ сокращены сроки создания такой комиссии в зависимости от уровня социального партнерства, на котором возник коллективный трудовой спор. Также изменены сроки рассмотрения коллективного трудового спора на данном этапе его разрешения. Для наглядности представим изменившиеся сроки в таблице.
Задача | Сроки осуществления | |
Локальный уровень социального партнерства |
Иные уровни социального
партнерства |
|
Создание примирительной комиссии (ст. 402 ТК РФ) |
До двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового
спора |
До трех рабочих дней со дня начала коллективного
трудового спора |
Рассмотрение коллективного трудового спора
примирительной комиссией |
До трех рабочих дней со дня издания соответствующих актов о
ее создании |
До пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов
о ее создании |
———————————
Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Если примирительная комиссия создается на иных уровнях партнерства, должен быть издан приказ, распоряжение или постановление представителей работодателей и представителей работников.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении данного спора с участием посредника или в трудовом арбитраже.
2. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.
В соответствии с новой редакцией ст. 403 ТК РФ не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника. При недостижении согласия в данном вопросе оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от этой примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Примечание. Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Если переговоры о приглашении посредника прошли успешно, заключается соответствующее соглашение, после чего стороны трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней (в прежней редакции ст. 403 ТК РФ на это давалось три рабочих дня) согласовать кандидатуру посредника. Если в течение указанного срока стороны не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
3. Рассмотрение спора в трудовом арбитраже.
Закон N 334-ФЗ привнес некоторые существенные изменения в эту процедуру. Теперь трудовой арбитраж может быть временным (создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения такого спора) и постоянным (создается решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ей для рассмотрения по соглашению сторон).
После переговоров об использовании данного инструмента для разрешения коллективного трудового спора стороны заключают соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении ими решений трудового арбитража. Законом N 334-ФЗ также скорректированы сроки создания трудового арбитража. Он должен быть создан в течение:
— двух рабочих дней с даты заключения соглашения о рассмотрении спора в трудовом арбитраже, когда коллективный трудовой спор решается внутри компании;
— четырех, когда трудовой спор решается на иных уровнях социального партнерства.
Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования его состава для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением или уставом, утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Обратите внимание! Сроки рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже сокращены и составляют на локальном уровне социального партнерства не более трех рабочих дней, а на иных уровнях — не более пяти рабочих дней. Данные сроки отсчитываются со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж (ст. 404 ТК РФ).
При уклонении одной стороны от участия в какой-либо из примирительных процедур другая сторона имеет право потребовать проведения переговоров о применении следующего вида примирительных процедур не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования (ст. 406 ТК РФ).
При уклонении работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению спора.