Все больше «продвинутых» работников втягивают работодателя в споры. Часто при этом прибегают к созданию комиссии по трудовым спорам (КТС). Коротко рассмотрим, как происходит разрешение спора в этом случае. Комиссия по трудовым спорам может быть создана в любой организации, причем независимо от численности работников.
Спор может возникнуть не только с работником, но и претендентом на должность (например, если ему незаконно отказали в приеме на работу) или бывшим работником (например, которого незаконно уволили или вынудили уйти по собственному желанию).
КТС может создаваться как по инициативе работника, так и работодателя. Однако в любом случае от обеих сторон должно быть одинаковое количество представителей.
Чтобы выбрать представителей от работников, по закону требуется провести общее собрание всех трудящихся предприятия, на котором должны быть утверждены кандидатуры.
Однако на практике чаще всего представителей от работников выдвигает профсоюз. Если, конечно, он есть. В любом случае затем эти кандидатуры утверждаются на общем собрании работников. Представителей от работодателя выдвигает руководитель организации.
Обратите внимание: КТС может рассматривать не любой спор. Например, в компетенции комиссии рассмотрение споров:
— о переводе на другую работу;
— об изменении условий трудового договора;
— об использовании полагающегося работнику отдыха (перерывов, выходных, отпуска);
— о наложении дисциплинарных взысканий (например, выговора);
— об оплате труда.
А вот некоторые споры комиссия разрешать не может, только суд. Например, споры:
— о восстановлении на работе независимо от оснований увольнения;
— об изменении даты и формулировки основания и причин увольнения;
— о переводе на другую работу;
— об оплате за время вынужденного прогула;
— по заявлениям работодателя о возмещении вреда, причиненного организации работником;
— об отказе в приеме на работу;
— по заявлениям граждан, работающих у работодателей — физических лиц;
— по заявлениям лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Обратиться в КТС работник может только в течение трех месяцев со дня, когда он узнал о нарушении своих прав или должен был узнать о нем.
Пример. 2 августа работник Колосов узнал о том, что руководство организации, в которой он работает, собирается понизить ему зарплату. Об этом ему сообщил директор фирмы.
Именно с этого дня начинает исчисляться трехмесячный срок, в течение которого Колосов может обратиться в комиссию по трудовым спорам (то есть до 2 ноября).
Внимание: если работник пропустит отведенный срок, но причина пропуска уважительная (например, болезнь), комиссия все же примет заявление.
Чтобы КТС рассмотрела спор, работник должен подать письменное заявление.
Как КТС разрешает спор
Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления. Так сказано в ст. 387 Трудового кодекса. Если КТС проигнорирует заявление, работник вправе обратиться в суд.
Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или его представителя. В заседании комиссии по трудовым спорам работник может участвовать вместе с представителем. Обратите внимание: у последнего должна быть доверенность.
Впрочем, КТС может рассматривать дело работника и без его участия, если работник подаст заявление с подобной просьбой.
Если же такое заявление не было подано, но на заседание комиссии ни работник, ни его представитель не явились, то рассмотрение дела откладывается. В случае повторной неявки комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения.
Однако если неявка была вызвана уважительной причиной (например, болезнью), комиссия назначит новую дату заседания для рассмотрения заявления работника.
На заседании комиссии ведется протокол, который должен быть подписан ее председателем и удостоверен печатью КТС. Специальной формы для протокола нет, поэтому его можно составить в произвольной форме.
Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию КТС руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.
Комиссия рассматривает дело и принимает решение простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Голосование — тайное.
Решение КТС должно содержать:
— наименование организации (подразделения), фамилию, имя, отчество, должность, профессию или специальность обратившегося в комиссию работника;
— даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
— фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
— существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон или другой нормативный правовой акт);
— результаты голосования.
Главное требование к этому документу — четкость изложения информации и соответствие закону. Например, если комиссия рассматривала какое-то денежное требование работника к руководству, то в решении должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику.
Копии решения комиссии вручаются работнику и руководителю организации в течение 3 дней со дня принятия решения.
Решение комиссии по трудовым спорам работник может обжаловать в суде. Для этого ему отводится 10 дней с момента вручения копии решения.
В том случае, если работник с решением КТС согласен, но работодатель не исполняет предписание комиссии, она выдаст работнику так называемое удостоверение. Это исполнительный документ. Удостоверение он отнесет в службу судебных приставов, которые вправе в принудительном порядке заставить работодателя исполнить решение КТС.
Продолжение читайте в статье «Когда работник может обратиться в суд«.