Учителя, у которых были судимости, получили возможность исправиться

Учителя, у которых были судимости, получили возможность исправиться, согласно закону, который выпустило правительство Российской Федерации тем учителям, у которых по каким-либо причинам была судимость, предоставляется возможность вернуться на работу в школу. Но для начала они должны будут пройти специальную комиссию, после прохождения которой, специалисты сделают вывод о том, пригодны они для работы в школе или нет.
Конечно, сейчас очень редко, когда после тюрьмы берут на работу, но это все-таки случается. Иногда гражданин совсем не виновен, а все, потому что он этого преступления не совершал, он просто оказался не в то время и не в том месте. И после тюрьмы это обвинение останется навсегда запретом для поиска нормальной работы.

Как узнать, что сотрудник подвергся уголовному преследованию?

Сообщить об этом имеют право только правоохранительные органы, причем по закону,  предоставлять такие сведения работодателю обязанности у них нет.

Чтобы отстранить сотрудника от работы на время уголовного преследования в идеале необходимо получить копию постановления о возбуждении в отношении него уголовного дела. Но проблема в том, что закон не обязывает следователя или прокурора разглашать данные сведения работодателю, так как он не является участником уголовного производства. Более того, любая информация в ходе предварительного расследования может быть разглашена, только если это не противоречит интересам самого расследования (ч. 3 ст. 161 УПК РФ). Соответственно маловероятно, что об этом факте работодателя специально поставят в известность. Но если вдруг от коллег или из СМИ стало известно о проблемах работника с законом, то стоит себя подстраховать и самостоятельно проявить инициативу. Необходимо направить запрос в прокуратуру с просьбой подтвердить, является ли данный сотрудник участником уголовного дела. Также важно указать, что такая информация нужна для исполнения требований ст.ст. 331.1 и ч. 2 ст. 351.1 ТК РФ. Хочу заметить, что факт уголовного преследования означает получение работником статуса подозреваемого или обвиняемого (ст.ст. 46–47 УПК). Если по делу он пока проходит только как свидетель, уволить его нельзя.

Конституционный суд РФ обязал пересмотреть дела всех заявителей, но очевидно, что уволенных по данному закону было гораздо больше тех, кто добился отмены данной нормы. Многие из тех, кто не имел отношение к жалобе в КС РФ, также потребовали восстановить их на работе на основании пересмотренных норм. Тут возникла еще одна загвоздка. Согласно ч. 3 ст. 392 ГПК РФ дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам на основании позиции КС РФ только в отношении тех лиц, которые обращались в Конституционный суд РФ. Для иных лиц процессуальное законодательство такой возможности не предусматривает. В то же время еще в 2004 году Конституционный суд РФ разъяснил, что признание какого-либо правового акта неконституционным влечет пересмотр судебного решения, в котором применены данные нормы, в порядке, установленном отраслевым законодательством (определение от 05.02.2004 № 78-О). Это касается и тех лиц, которые не были участниками конституционного судопроизводства. Правда, есть ряд важных обстоятельств:

— решение суда должно еще не вступить в законную силу;

— если решение вступило в законную силу, оно не должно быть исполнено полностью или частично;

— в постановлении КС РФ не должен быть указан момент, когда нормативный акт утрачивает силу.

Как правило, Конституционный суд РФ редко указывает точную дату утраты силы неконституционной нормы закона. Не стало исключением и Постановление № 19-П. Однако требование об исполнении судебного решения на практике в данном случае стало излагаться по-разному. Дело в том, при отказе работнику в восстановлении на работе не возникает необходимости инициировать исполнительное производство и тем самым доказывать данное обстоятельство для того, чтобы пересмотреть судебное решение. А именно, если  сроки на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам не пропущены, позиция Конституционного Суда РФ подлежит применению. К соответствующему выводу пришел Вологодский областной суд в определении от 25.09.2013 № 33-4497/2013. А вот Самарский областной суд занял другую позицию. Он отметил, что в деле отсутствовали доказательства того, что решение суда было не исполнено или частично исполнено. Отсутствие возбужденного исполнительного производства суд таким доказательством не признал, указав, что принудительного исполнения вступившего в законную силу решения от 25.02.2013 не требовалось. При этом сотрудником была получена на руки трудовая книжка, а на его место принят другой сотрудник (апелляционное определение от 05.02.2014 по делу № 33-508/2014г). В другом деле суд посчитал, что отсутствие необходимости исполнять такое решение как раз говорит о том, что данная позиция Конституционного Суда РФ не подлежит применению (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 30.09.2013 по делу № 33-9460/2013).

Как правило суды вообще не обращают внимание на эти детали, а крайне ограниченно толкуют ч. 3 ст. 392 ГПК РФ. Как правило, во внимание принимаются только разъяснения Верховного суда РФ по этому поводу. А именно, суды ссылаются на п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 31, согласно которому перечень оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, содержащийся в ч. 3 и ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, является исчерпывающим. Мнение Конституционного суда РФ по этому вопросу игнорируется (определения Красноярского краевого суда от 11.11.2013 по делу № 33-10539, Хабаровского краевого суда от 29.01.2014 по делу № 33-434/2014(33-8720/2013), Ставропольского краевого суда от 01.04.2014 по делу № 33-1922/14, Тюменского областного суда от 09.04.2014 по делу № 33-1599/2014).

Сейчас лицам с погашенной судимостью необходим специальный допуск к работе

Как уже говорилось ранее, Конституционный суд РФ дал  разъяснения о том, что при погашенной судимости и не тяжких преступлениях, сотрудник может работать с детьми. Для этого нужно учесть ряд дополнительных обстоятельств, таких как отношение сотрудника к труду, форма вины при совершении преступления и т. д. А вот конкретно как это нужно сделать, не было сказано ни слова, поэтому изначально работодатель мог этот вопрос решить самостоятельно. То есть он мог, например, создать комиссию, разработать локальный акт, в котором прописать порядок оценки критериев, выработанных Конституционным судом РФ. Но такой формат не исключал предвзятого отношения работодателя к работнику, как в пользу того, чтобы его оставить на работе, так и для того, чтобы уволить. Так, в одном деле работодатель, заручившись поддержкой коллектива, требовал отказать сотруднице в восстановлении на работе, которая ранее подверглась уголовному преследованию, и которое было прекращено в связи с примирением сторон, то есть не по реабилитирующему основанию. Несмотря на петицию, подписанную группой педагогов, характеристику от участкового, суд восстановил сотрудницу на работе (апелляционное определение Иркутского областного суда от 27.06.2014 по делу № 33-5256/14). Чтобы избежать различных недоразумений и субъективного подхода, процесс принятия решения о допуске к работе с детьми было решено формализовать и передать от работодателей в специальную комиссию по делам несовершеннолетних, которые должны создаваться в каждом регионе. Порядок деятельности такой комиссии установлен постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 № 796 (далее — Постановление № 796).

Для того, чтобы сотруднику, имевшему ранее судимость,  получить допуск к работе с детьми, ему необходимо написать заявление в свободной форме и прикрепить к нему перечень документов, на основании которых и будут делать вывод, в праве сотрудник работать с детьми или нет. У комиссии по таким делам есть 30 дней для принятия решения (п. 10 Постановления № 796). В случае необходимости проверки представленных документов этот срок может быть увеличен еще на 30 дней (абз. 4 п. 11 Постановления № 796). Что важно,  работнику не нужно лично подавать данное заявление, присутствовать на заседании и приезжать за получением решения комиссии (п.п. 7, 15 и 28 Постановления № 796). Но личное присутствие работника на заседании ему только на руку: он сможет дать разъяснения комиссии, если у нее есть какие-то вопросы или сомнения в отношении его кандидатуры. Данный документ работник обязан представить работодателю как при приеме на работу, так и впоследствии, если проблемы с законом возникли в процессе работы. Проверить достоверность предоставленного решения очень просто.

  • Во-первых, данное решение оформляется на специальном бланке, форма которого приведена в Постановлении № 796.
  • Во-вторых, информация о решении комиссии публикуется в интернете на официальном сайте регионального правительства (п. 30 Постановления № 796).

Что требуется указать в заявлении, чтобы получить допуск на работу с детьми

  1. Наименование комиссии.
  2. ФИО заявителя, место жительства.
  3. Паспортные данные.
  4. Сведения об уголовной ответственности.
  5. Адрес, куда нужно отправить решение.
  6. Согласие на обработку персональных данных.
Оцените статью
КАДРОВОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО